Выражение «вложить душу» означает «очень постараться», «сделать от сердца, со всей любовью, со всем старанием». Восхищаясь произведениями мастеров, мы говорим: «Этот художник вложил душу, вложил себя, превзошел себя, создавая шедевр», т. е. он отдал самого себя – свой талант, свое время, свои силы. Может быть он недоедал во время своего труда, может, оставил все другие важные дела. Он отрекся от самого себя ради достижения результата – вечного шедевра.
«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:24-26). Здесь заложен принцип Небес: отдавая от себя – получаешь, сберегая для себя – теряешь.
Иудеи сберегали для себя свою праведность, не желая делиться ею, не желая отдавать себя людям. Результат – потеря праведности, духовности, потеря государственности, Бога и Царства Божьего. Их отличала одна особенность: они не хотели общения с язычниками, то есть с инаковерующими.
«Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф.16:13-14). Иисус с учениками пришел в город Кесарию Филиппову, который находилась в провинции Филиппа (брата Ирода Антипы), женатого на Иродиаде. Город был когда-то основан греческими поселенцами и назван Панеас в честь Пана, греческого бога природы и пастухов. Филипп реконструировал город, украсил его и назвал в свою честь и в честь императора Тиберия Кесаря. Предместья Кесарии Филипповой располагались севернее Галилеи, о которой написано: «Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая» (Мф.4:15).
Почему Иисус отправился туда? Он хотел, чтобы Его ученики соприкоснулись с религией инаковерующих, увидели, с какими культами им придется столкнуться после того, как Сам Он вернется к Отцу. Господь хотел, чтобы Его ученики, глядя на все это, были готовы встретить оскорбления, унижения, достойно выдержать и претерпеть публичные экзекуции и даже мученическую смерть от язычников. Действительно в последствии римский полководец Тит по взятии Иерусалима, оставаясь долгое время в Кесарии Филипповой, ублажал народ различными кровавыми зрелищами. Множество иудеев, новообращенных в христианство, подверглись здесь в то время ужасным расправам.
Что испытывают современные верующие, когда дома, на работе, в очереди заходит речь о Боге? Одни радость, а другие неловкость, страх. Иногда они слышат в свой адрес насмешки и должны быть внутренне готовы к этому, чтобы дать отчет в своей вере с кротостью и благоговением. Или просто благоразумно промолчать, внутренне молясь за обидчика. Христос готовил учеников именно к этому. И в Его вопросе подразумевается мотив страданий и креста: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф.16:15).
Почему Он спросил об этом учеников? Потому что их сознание мало, чем отличалось от сознания язычников. Даже называя Иисуса Господом, они видели в Нем только могущественного Царя природы и общества. Именно в таком понимании прозвучал ответ Петра: «Ты - Христос, Сын Бога Живаго» (Мф.16:16).
Прав ли был Петр? И да, и нет.
Да, потому что далее мы читаем: «Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:17-19).
Нет, потому что «Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос» (Мф.16:20). Другими словами, Иисус говорит: «Да, это Я, но вы не знаете, каков Я».
О каких ключах говорит Иисус Петру? Имеют ли современные христиане эти ключи? Могут ли отворять или затворять двери Царства для людей? В лице Адама власть, то есть ключи над Землей, были даны всему человечеству. В лице Петра всем верующим дана власть над духовным состоянием мира.
Христос действует через Церковь Свою. Он доверяет ей привлекать людей к кресту, к Спасителю. Нашим поведением, нашим свидетельством, нашим образом жизни мы или отворяем или затворяем для окружающих вход на небеса.
У каждого из верующих сегодня в руке этот ключ. Осознаем ли мы полноту ответственности? Понимаем ли, что Бог доверил нам, христианам, не что иное, как судьбы окружающих людей? Иисус обращается к каждому из нас: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:19).
«Реквием» Моцарта – величайший шедевр музыкальной культуры. Он производит сильное эмоциональное воздействие на слушателя. Эта музыка заставляет задуматься о вечных истинах, о духовном мире, то есть, по сути дела, ведет к Христу. Автор вложил всю душу в это произведение.
Такие шедевры учат нас сочувствовать, сопереживать погибающим в грехах людям и исповедовать им Христа распятого. Как мы исповедуем Его? Говорим о Нем как о карающем Судье и ведем себя с людьми в подобном духе? Да, Христос, конечно же, Царь. Но, прежде всего Он страдалец, и именно страданиями своими Он приобрел трон на небесах. Тому, кто исповедует Его только как Царя, кто исповедует Его в духе суровом и грозном Иисус вообще запрещает что-либо говорить о Боге.
«Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос. С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф.16:20-21). «Я дам тебе ключи, когда ты будешь исповедовать Меня как Бога любящего, долготерпеливого, милосердного, ибо Я милости хочу, а не жертвы».
Как можно и нужно говорить о Христе? Как об Освободителе, дающем мир и покой в сердца; как о Том, Кто решает все проблемы. Можно свидетельствовать о том, что Христос сделал в моей жизни. Но если мы не явим образ Иисуса как покорного и кроткого Агнца; если нашим поведением не покажем образец терпения, доброжелательности, снисходительности, кротости, воздержания, благости по отношению к нашим родным и знакомым, то грош-цена нашему свидетельству.
Христос пришел прежде всего для того, чтобы пострадать, чтобы понести Свой крест, отвергнув Себя – Свою боль, Свое унижение, Свои физические нужды и даже Свою жизнь. Он не мыслил Себе жизни, пока существует грех. Таким Он хотел показать Себя не только Иудеям, но и язычникам.
Таким должны были явить Христа Его ученики из Иудеев. Поэтому здесь Господь запрещает им говорить о Нем, как о Спасителе мира, пока они не изменят своего мышления и не поймут, в чем именно заключается спасение людей: не мятеж против Рима, не революция, не национально-освободительная война за независимость, не государственный переворот, а переворот духа, переворот в сознании. Гордость должна обернуться смирением, высокомерие – самоотречением, эгоизм – желанием служить людям. «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:24-26).
За кого мы почитаем Иисуса? Кого хотим видеть в Нем? Царя? Грозного Судью? Мстителя за все наши обиды? Библия раскрывает нам Христа прежде всего как Страдальца, Служителя, как Агнца, берущего на Себя бремя людских забот.
Что для нас означают слова «отвергни себя»и «возьми свой крест»?
«Отвергнуть себя» - превзойти себя. Господь видит в нас все самое лучшее, несмотря на нашу греховность.
«Отвергнуть себя» - проявить все лучшие качества души, «вложить душу» при общении с людьми.
«Взять свой крест» - в первоначальном значении это не просто страдать, но подвергнуться публичной экзекуции.
Несение креста через город – это изощренное издевательство над приговоренным к смерти. Это экзекуция духовная, за которой последует смертельная экзекуция физическая. Это выставление человека на всеобщее посмеяние, поругание и позор. Человек оказывается полностью раздавленным и уничтоженным морально в преддверии своей мучительной смерти на этом самом кресте.
«Взять свой крест» - это готовность всегда переносить горькие унижения от окружающих со смирением и покорностью.
Чтобы наша жизнь приносила нам радость несмотря ни на что, нужно от всего сердца доверится Богу, отдать Ему душу, вложить душу в Его дело и приложить всю нашу любовь, все старание, чтобы сделать свою жизнь и жизнь окружающих благословением, а не проклятием. И превзойти себя в достижении результата.
А результатом явится величайший шедевр - спасенные для Божьего Царства люди. И на этот вечный Шедевр будет смотреть с удовольствием и огромной радостью Сам Спаситель и Господь наш Иисус Христос.