Найти тему
Русская провинция

"Трудно быть Богом" или весь мир таверна "Серая Радость"?

Наш 21 век, в который мы шагнули из 20-го. Мы не заглянем воочию в 22-й век. Только мысленно...

Или перечитаем братьев Стругацких...

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Или поразмышляем. В какое время мы живем? Это время просвещенных людей, идей? Или это современное средневековье?

По внешним признакам я склоняюсь ко второму...

Доктор Будах сказал:

Оставь нас и дай нам идти своей дорогой.

А мы, наша цивилизация идем своей дорогой? Дорогой, предначертанной свыше, или навязываемой нами доном Рэбой?

Поклонение золотому тельцу, разрушение института традиционной семьи, экзальтированные странности между "белыми" и "черными" - это всё наши сегодняшние реалии...

Творец един, и это Бог. А мы? Кто мы? Что мы?

А мы просто целенаправленно, в упоении творим такое, что уму непостижимо...

А как же дон Румата Эсторский? Он безмолствует?

Или Киун прав?

Язык простолюдина должен знать свое место. Бог дал простолюдину язык вовсе не для разглагольствований, а для лизания сапог своего господина, каковой господин положен простолюдину от века…

Так кто мы? Неужели наша мечта удел рядовых осведомителей в таверне "Серая Радость"?

Или наш исторический путь это опять фашизм рядом? Среди нас? Как в Арканаре?

А мы, как дон Румата Эсторский, должны беспристрастно наблюдать за происходящим...? До поры до времени?

Потому что нам, как и ему запрещено вмешиваться в происходящие глобальные события?

Нас не назначали всемогущими Богами. Но мы ведь Человеки. И разве можем мы беспристрастно наблюдать за ложью, насилием, издевательством над здравым смыслом? Не вмешиваясь, по обывательски спрятав голову в песок?

Нет. Не можем. Порядочность не позволит.

Идет война между Черными и Серыми. Кто будет победителем? А кто проигравшим?

И кто автор современной Проблемы Бескровного Воздействия? Воздействия на наши умы, сердца, души? Боги? Люди?

Или мы очнемся, когда штурмовики постучат в нашу дверь? И только тогда как Румата, забыв, отринув теорию бескровного воздействия возьмемся за праведный меч?

Потому что это иллюзия, что мы живем в цивилизованном, просвещенном веке. Ничего не изменилось со времен Средневековья. Мракобесие, варварство, насилие, ложь — это вокруг нас. Или в нас?

Мораль и инстинкты. Что победит?

Не знаю. Неужели общество, основанное на морали менее жизнеспособно, чем общество лишенное человечности, общество подобие животной стаи?

А насилие? Аморальное по своей природе, оно является фактором исторического прогресса?

Тогда вариант беспристрастного наблюдения, невмешательства это синоним попустительства бесчинству зла и насилию?

А наш вариант, деятельная борьба?

И прав Румата:

Мне не нравится, что мы связали себя по рукам и ногам самой постановкой проблемы. Мне не нравится, что она называется Проблемой Бескровного Воздействия. Потому что в моих условиях это научно обоснованное бездействие... Я знаю все ваши возражения! И я знаю теорию. Но здесь нет никаких теорий, здесь типично фашистская практика, здесь звери ежеминутно убивают людей! Здесь все бесполезно. Знаний не хватает, а золото теряет цену, потому что опаздывает.

То есть, добро должно быть с кулаками?

И халява опаснее явного, зримого врага?

Диалог Руматы и Будаха:

– Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им – сказал Будах.
– И это не пойдет людям на пользу, – вздохнул Румата, - ибо когда получат они все даром, без трудов, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.

И что? Остается единственный вариант не посягающий на свободу воли, но и не попускающий зла – это целенаправленная борьба? Борьба за превращение косной людской массы в общество?

Не знаю. У меня больше вопросов, чем ответов.

Понимаю только одно. Богом быть также трудно, как и настоящим Человеком.

Российская литература
0