Найти тему
Кинотаурус

«Цой», или спасибо, что живой. Мрачная фантазия Алексея Учителя

Оглавление

В конце 2020-го года зрители могли увидеть в кинотеатрах яркий постер к картине «Цой», что демонстрировал спину одного из главного рок-исполнителя XX-го века. Весьма противоречивые изображение и название, однако. Фильм отнюдь не яркий и далеко не про Виктора Цоя. Ещё по трейлеру было мало понятно, зачем так называть ленту, где самого музыканта вовсе и не будет. После самого первого тизера народ уже негодовал. Шумихи в тот момент добавили и сын Виктора, Александр Цой, и журналисты, и кинокритики — все называли будущую картину стыдобой и бредом, не имеющего с реальностью ничего общего. Что же, давайте разбираться, вышел ли фильм таким по итогу, или всё же оказался стоящим продуктом.

Перед прочтением настоятельно рекомендуем ознакомиться с другим фильмом о Викторе Цое:

Евгений Цыганов. Кадр из фильма «Цой»
Евгений Цыганов. Кадр из фильма «Цой»

Официальный синопсис

Павел Шелест был правильный мужик. Не любил крутых поворотов, всегда старался поступать как положено. Но ему не повезло. 15 августа 1990 года на раскаленной трассе Слока-Талси в его автобус врезался «Москвич» Виктора Цоя. Кумир миллионов погиб на месте. Павел ничего не знал о Цое, не слушал его песен. Не знал он и того, что после этого рокового столкновения его жизнь больше никогда не будет прежней.

Трейлер

Как не стоит Учить? Глава первая

А начать данную статью хотелось бы с небольшого отступления.

Режиссёром данной ленты является Алексей Учитель — личность, чьи киноязык и стремления остаются для меня загадкой и по сей день. Сложно понимать художника, делающего то шедевр («Прогулка»), то проект, обделённый лишь хайпом вокруг известных имён («Матильда»). Но у данной личности есть одна примечательная особенность — он любит рок. Русский рок. Всей душой и телом. Данное он успешно доказывал своими документальными фильмами «Рок» и «Последний герой». В них он показал всем, что память о великих музыкантах имеет для него огромное значение. Документалки вышли на удивление стоящими и живыми. Их можно смело смотреть — всё-таки в них нет того, что может поджидать зрителя в крайней картине режиссёра...

Итак, «Цой». Крайне удивительно-бессмысленное кинцо, которое наверняка заставит Вас кричать матом. Да-да, это первая естественная реакция нормального человека, который будет удостоен просмотра данного примитива.

Фильм начинается с реальных кадров, где нам покажут кумира миллионов. Да, это реально Виктор Цой. Да, эти кадры реально существуют в архивах. Но к этим записям для чего-то добавили художественную изюминку. Якобы, на тот момент рядом с Виктором присутствовала его "фанатка", нервно выбежавшая из гримёрки в самый неподходящий момент. Впоследствии, зритель выяснит, что это спасло ей жизнь, но факт остаётся фактом — реальную архивную съёмку разбавили художественным вымыслом. Может тогда и вся картина является ложью? Очень хотелось бы верить...

Фильм прибегнет к архивной записи ещё раз, но лишь в финале, дабы не оставить у зрителя пустоту на душе. С этими кадрами согласиться можно. Но то, что предстаёт перед нашими глазами в начале, становится игрой на памяти о великом человеке. То единственное, что можно считать документальным, превращается в фарс. И ведь старались — отличить фальшивые кадры от реальных действительно трудно, даже самым матёрым киноведам.

Паулина Андреева. Кадр из фильма «Цой»
Паулина Андреева. Кадр из фильма «Цой»

Как не стоит Учить? Глава вторая

Дальше по сюжету зрителей ждёт авария. Да-да, та самая, в которой и погиб музыкант. На этом участие Цоя в повествовании прерывается. Его тут будто и не было. Включили реальную запись, а после смеются — ничего другого на ум быку, увы, не пришло.

Да, безусловно, здесь будут упоминания вскользь о заслугах легенды, но этого явно недостаточно, чтобы окупить хайповое наименование. Да, можете называть данное кино «Цой», но припишите тогда сюда "с дисконтом".

После аварии начинается роуд-муви. Герои картины, а это близкие друзья музыканта и участник той самой аварии (водитель Икаруса), собираются вместе, чтобы отвести гроб в Ленинград. Основной интригой тут является то, что все находящиеся в автобусе не в курсе, что его водитель и есть тот самый "убийца". На этом строится добрая половина ленты, отыгрывая самые типичные клише.

Авторы пытаются изобразить "умное" кино. Всеми силами и всеми возможными способами. Отличным примером здесь будет продюсер Юрий Айзеншпис, сыгранный Игорем Верником. Нам показывают типичного такого продюсера, который мало чем отличается от остальных представителей данной профессии. Изображают данную проблему в фильме прямо и в лоб — Юрий всю ленту будет искать загадочную кассету, которая находилась на момент аварии при Викторе, но внезапно исчезла после. На кассете этой красовалась надпись "47"...

Кстати, фильм изначально хотели назвать именно так — «47» — но тут пришёл злобный рок хайпа и в итоге мы получили то, что получили.

Юрию не важны ни смерть его коллеги, ни печаль друзей, а важен лишь собственный кошелёк... Такая вот тема, одна из немногих, что поднимается в картине. Мне просто интересно — стоило ли оно того? Стоило ли сочинять подобное про реальных людей? К слову, сам режиссёр заявлял, что всё происходящее в картине — это выдумка, плод его воображения. Стоило ли использовать для этого сам факт гибели известного музыканта? Игра на костях какая-то. Не сочтите за ругательство, но других слов подобрать не могу.

Остальные изображённые проблемы и темы также не являются стоящими. Всё это можно было показать и в других реалиях. Другой музыкант, другие родственники, другая ситуация. И не обязательно брать реальных прототипов для этого — уместить весь этот театр можно было и на другой сцене. Грустно, что вышло именно так.

Игорь Верник. Кадр из фильма «Цой»
Игорь Верник. Кадр из фильма «Цой»

Как не стоит Учить? Глава третья

Чем дальше движется сюжет, тем больше мы понимаем, что фильм не должен носить такое громкое название...

Над гробом в реальном смысле слова начинают издеваться — то пнут его, то постучат по нему с громкими криками "вставай!", то и вовсе в воду окунут. Авторы подобным не только играют чувствами фанатов, но и чувствами близких родственников.

Что хотел этим сказать Алексей Учитель? Показать, что у Цоя под конец его жизни не осталось друзей, а только ссыкливые продюсеры, да алкаши-рокеры? Рассказать зрителям некоторую подноготную личной жизни советского рок-музыканта? Почему мы должны хотеть это видеть? Виктор Цой интересен многим не за его отношения с Марианной или с Натальей и не за его личные перипетии судьбы.

Виктор Цой интересен нам именно за его убеждения и тексты. За его вклад в культурное наследие страны. За его любовь к музыке, в частности к гитаре. Да тут ещё много чего можно привести в пример. Смысл таков, что есть много других вещей, которые были бы интересны зрителю. Если бы авторы придерживались цели сделать кино в память о великом человеке, то подобной буффонады не вышло бы.

И тут даже приятная концовка не меняет ситуацию — похороны, где мы можем увидеть огромную массовку, идущую по кладбищу с плакатами "Кино", а затем и архивные записи исполнения «Группы крови» с небольшой компьютерной зарисовкой. Всё это вообще не выглядит так, как должно выглядеть. Ощущения такие, что по могиле артиста попрыгали, поскакали, а затем решили отделаться таким вот трюком...

Сложности в фильме присутствуют не только в сюжете. Проблемы тут есть и с актёрскими работами, и с монтажом, и с визуалом. Нужны примеры? Ок, будут Вам примеры. Одну из главных ролей в картине исполняет Мария Пересильд. Кто она такая? Дочь самого режиссёра. А теперь внимание... Она исполняет роль СЫНА Виктора ЦояАлександра. Что, не было другой возможности для продюсирования своей дочери? Вообще, это настолько нагло, что можно поставить под сомнение всё творчество режиссёра. Я теперь всерьёз не знаю, стоит ли пересматривать «Прогулку», которая до некоторых пор являлась одной из моих любимых отечественных картин...

Паулина Андреева. Кадр из фильма «Цой»
Паулина Андреева. Кадр из фильма «Цой»

Оценки

Дурдом — и это очень ласковый "эпитет" для данного кинотворения. Мне было настолько больно его смотреть, что это просто не передать словами. Мне хочется на эмоциях поставить этому "киношедевру" оценку в виде огромного нуля, но где-то в глубине души я понимаю, что над злобной учительской потехой работала довольно большая команда. Полагаю, что не стоит списывать со счетов некоторые аспекты, которые всё же удались в фильме.

Итак, вот что вышло:

  • Визуальный ряд: 0 баллов;
  • Атмосфера: +1 балл;
  • Музыкальное и звуковое сопровождение: +1 балл;
  • Актёрская игра: 0 баллов;
  • Операторская работа и монтаж: +1 балл;
  • Уникальность: 0 баллов;
  • Экспозиция: 0 баллов;
  • Завязка: 0 баллов;
  • Развязка: 0 баллов;
  • Общие аспекты: 0 баллов.

Вердикт

Фильм оказался ровно таким, каким и ожидался — никчёмной попыткой выехать на громком имени. Постер, который Вы можете наблюдать чуть выше, уже говорит о многом. Например, о наглости и лжи, которых в ленте будет ой-ой как много. Проект, что полностью убил для меня такого режиссёра, как Алексей Учитель. Да, из под его крыла вышел «Китобой», но там он выступил лишь продюсером... Тем самым продюсером, видимо, что любит лишь звон монет в кармане... Иначе зачем создавать такое кино? От меня никаких рекомендаций — советую вообще строго обходить сей "шедевр" стороной.

От канала Кинотаурус фильм «Цой» получает 3 балла из 10 возможных.

Карта канала «Кинотаурус»

Теперь мы в Telegram!

На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛