Ты когда-нибудь чувствовал такое абсолютное, всепоглощающее счастье, что хотелось умереть? Я чувствовал, и не раз. Я был лучшим игроком в игре «Счастье». Срывал все бонусы, лидировал по очкам, проходил уровень за уровнем.
Прекрасно понимаю, что «умереть от счастья» – это не просто красивая, заезженная, набившая оскомину метафора. Это вполне реальное ощущение, не знаю, хорошее или нет, но реальное: ты счастлив настолько, что кажется, будто лучше уже не будет. Это апофеоз. А значит – логическое завершение, высшая точка эйфории, пик всех земных эмоций и чувств.
Уже давно я не испытывал этого странного ощущения. И в голову невольно закрадываются предательские мысли: а может быть, смерть от счастья – это не так уж и глупо, как кажется на первый взгляд? Может быть, те люди, которые берут ружье и стреляют себе в голову, чтобы прервать свою жизнь на пике – вовсе не шизики, а мудрецы?
Это как титры в кино со слащавым финалом. Вот нам показывают свадьбу (успех, победу, реализацию) главных героев, за которой подразумевается непрерывное счастье по умолчанию, в режиме 24/7. Бывает ли так? Конечно, бывает. Год, два, десять. Но никто не гарантирует, что так будет всю жизнь. Осторожный режиссер кричит: стоп, снято! Ставим точку! Титры, скорей, скорей! Не будем смотреть, что там дальше.
А я посмотрел. И не скажу, что мне это нравится. Череда серых дней с отголосками былого счастья, хотя на сцене стоят все те же красочные декорации, а актеры играют все так же безупречно. Я – всего лишь персонаж, запертый в компьютерной игре, который никак не может пройти уровень. Он бежит в стену, бесконечно долго бежит, и игра подвисает. Разработчики не успели исправить этот баг, и теперь все бесполезно. Можно раз за разом проходить уровень, набирать максимальное количество очков, выполнять все миссии – и все равно утыкаешься в стену.
Я уже выучил наизусть, какие миссии меня ждут, какие из них окажутся трудными, а какие – нет. Знаю, как поведут себя другие герои игры, знаю наперед все их слова – они заскриптованы (как, впрочем, и я сам). И, наверное, можно найти какую-то лазейку, какой-то «чит-код», чтобы перескочить на следующий уровень, а еще лучше – на другой диск, на другую флешку, в другую игру.
А то и вовсе выбраться из компьютера и оказаться в комнате – в настоящей, реальной, человеческой комнате, где «вполне довольствуются едой и питьем, игрой в тарок и радиомузыкой», как писал Гессе, и начать вести размеренную жизнь, так, как живут все люди. «Жизнь – это не величественная поэма с героическими ролями и всяким таким, а мещанская комната» – добавлял он.
Но я по-прежнему остаюсь в игре. Она меня не отпускает. «Чит-коды» не работают. Возможно, плохо стараюсь. Возможно, где-то здесь запрятан секретный бонусный уровень, который надо пройти. Раз за разом ввожу комбинации паролей и шифров на клавиатуре, но ничего не происходит.
Недавно мне приснился сон, и я все понял. Моя игра запущена на стареньком компьютере, который стоит на песке, потерянный где-то в пустынях Африки, а вокруг него – бесконечная, всеобъемлющая, пронзительно-желтая песчаная пустота. Сюда никогда в жизни не доберутся люди, и разработчики уже никогда не исправят эти баги. Я здесь один, я обречен. И только медоеды время от времени пробегают мимо, жадно облизываясь и хищно потирая лапки.
#рассказы #лирика