Если вы читали мою предыдущую статью про редкий экспортный Москвич-403Э, то на фотографиях, скорее всего, заметили еще одну редко встречающуюся в наше время версию Москвича.
Это Москвич-423 - грузопассажирский универсал, унифицированный с базовым седаном Москвич-402.
Почему универсалы в наше время встречаются в разы реже седанов я расскажу чуть позже, так что давайте по порядку.
Москвич-423 стал первым советским серийным грузопассажирским пятидверным универсалом. Его производство началось в 1957 году, через год после начала выпуска базового седана Москвич-402.
С технической точки зрения седан и универсал были полностью идентичны.
Оба оснащались 1,2-литровым мотором мощностью 35 л.с. и трехступенчатой механической коробкой передач с переключением на руле.
Основные различия заключались именно в кузове, который впервые для советских граждан позволил сочетать увеличенный внутренний объем с комфортабельным салоном.
Вообще, в отличие от универсалов ГАЗ-22 "Волга", которые не поступали в свободную продажу, более компактные Москвичи всё же можно было встретить в частных руках. Хотя это было и не часто.
Для многих Москвич-423 стал идеальным семейным автомобилем, на котором можно было отправиться вместе с семьёй в заслуженное автопутешествие к Черному морю, прицепив сзади прицеп-палатку.
Кроме этого начало 1960-х годов стало временем массового переезда из бараков в неказистые пятиэтажные панельные дома, известные сегодня, как "хрущевки".
Многие горожане обзаводились холодильниками и телевизорами. И всё это перевозилось с места на место вот на таких Москвичах!
Бережливость советских граждан выливалась в то, что на сиденьях автомобилей часто шили толстые чехлы, а рули укутывали самодельными оплетками.
На крышу ставили внешний багажник, чтобы грузить еще больше, ведь весь накопленный скарб не всегда влезал даже в большой багажник Москвича.
При этом Москвич-423 был довольно комфортабельным автомобилем. Большие колеса с бескамерными шинами и мягкая подвеска обеспечивали неплохую плавность хода по далеко не идеальным советским дорогам.
В конструкции кузова универсал использовалась та же боковая панель с изогнутыми водосточными желобками, что и у седана.
Аналогичной была и задняя панель с топливозаправочной горловиной, размещенной по центру за номерным знаком.
Это вынужденная мера унификации, так любимая советскими заводами.
На практике всё это вылилось в то, что порог багажника находился достаточно высоко и загружать тяжелые вещи было не так уж и просто.
Необычным решением, значительно упростившим разработку универсала, стала конструкция задней двери.
Мы привыкли, что дверь багажника на универсалах и хэтчбеках поднимается: так обеспечивается доступ с любой стороны.
Но у Москвича-423 дверь была распашной. Посмотрите на фотографию выше и увидите петли, расположенные по левому борту.
Заднее сиденье складывалось, образуя грузовой отсек длиной 1473 мм и шириной 1220 мм. При сложенных задних сиденьях машина могла перевозить 250 кг груза и двух человек, включая водителя.
Запасное колесо располагалось в специальной нише под полом, а для усиления задней подвески рессоры сделали на 5 мм шире, чем у седана.
В 1958 году Москвич-402 был модернизирован, превратившись в Москвич-407.
Одновременно с этим те же изменения получила и версия с кузовом универсал, сменившая индекс на Москвич-423Н.
В первую очередь модернизированная модель отличалась более мощным 45-сильным мотором, сделавшим седаны и универсалы чуть более динамичными.
Москвичей модели 423 было сделано в разы меньше, чем седанов — 29 562 экземпляра. Это вместе с модернизированными 423Н.
Универсалы эксплуатировались в гораздо более жестких режимах, чем седаны, поэтому до наших дней дошло так мало представителей этой модели.
Выставленный в музее «Легенды СССР» в городе Каминск-Шахтинском экземпляр прошел комплексный цикл восстановительных работ и находится в идеальном состоянии.
Но я, как обычно, добавлю пару ложек дегтя в эту бочку мёда.
Во-первых, на заводе не красили универсалы в два цвета. Какой смысл было украшать изначально утилитарную машину?
Поэтому вариант окраски, используемый на музейном экземпляре, неаутентичен. К сожалению.
Второй момент - это отделка салона. С завода Москвичи-423 шли с комбинированной отделкой сидений из дерматина и ткани. Музейный экземпляр "косячит" и в этой сфере.
И это не всё. Табличка снизу говорит о том, что это Москвич-423 1957-58 годов выпуска. Но перед нами определенно точно Москвич-423Н. Об этом свидетельствует решетка радиатора и "короткие" хромированные накладки на наплывах задних дверей.
Передний бампер, почему-то, не имеет клыков, хотя у 423Н они точно должны были быть.
Ну и последняя обнаруженная мной "мелочь" — это отсутствующая ручка задней двери. Возможно, есть что-то еще. Если найдете — пишите в комментариях.
В очередной раз получается так, что автомобиль выглядит превосходно, но с точки зрения исторической правдоподобности есть косяки. Важно ли это?