Найти тему
LAVER-Говорим о кино

Замолчали ли ягнята? Вспоминаем о фильме "Молчание ягнят" в честь его 30-летия

Все знают историю о том, как Энтони Хопкинс получил Оскар за 16 минут экранного времени в роли доктора-маньяка - Ганнибала Лектера.

Но мало кто знает, что данная картина стала одной из последних лент знаменитой студии Orion Pictures Corporation, под эгидой которой создавались такие шедевры мирового кинематографа, как «Взвод», «Терминатор», «Амадей» и др.

Имея бюджет в жалкие 19 млн $ по меркам голливудского фильма (Студия просто не могла выделить больше), фильм Джонатана Демми собрал 272 млн $, и кучу статуэток различных кинопремий. Причину такого головокружительного успеху мы постараемся сегодня понять.

Смотрит и молчит, хочет и молчит
Смотрит и молчит, хочет и молчит

Джек Кроуфорд (Скотт Гленн ), возглавляющий Отдел наук исследования поведения Федерального Бюро Расследований, поручает Клариссе Старлинг (Джоди Фостер , премия «Оскар»), курсантке Академии ФБР, ее первое задание. Задачей девушки становится попытка установить контакт с Ганнибалом Лектером (Энтони Хопкинс , премия «Оскар»), блестящим психиатром и серийным убийцей, получившим прозвище «Каннибал», который содержится в строгой изоляции, и, убедить его оказать содействие в поимке другого маньяка, известного как «Буффало Билл»

Кадр из фильма «Молчание ягнят» (1991)
Кадр из фильма «Молчание ягнят» (1991)

Фильм Джонната Демми магическим образом сочетает в себе незамутнённость взгляда с незавершённым профессионализмом и виртуозным обыгрыванием устоявшихся условностей одного из самых распространённых экранных жанров – триллера.

На первый взгляд основная сюжетная линия о розыске неуловимого серийного убийцы сотрудниками правоохранительных органов, подвергающихся в ходе расследования мощному психологическому давлению и проверке собственного мировоззрения, лишь поначалу является доминирующей.

Буффало Билл во всей красе
Буффало Билл во всей красе

Понять Джека Кроуфорда, не имеющего права не использовать все доступные средства для спасения невинных женщин, можно – но сама идея пресечь зло, воспользовавшись помощью носителя ещё большего (абсолютного?) зла, представляется довольно сомнительной.

Знаменитый образ Ганнибала Лектера
Знаменитый образ Ганнибала Лектера

Чем крепче складываются, несмотря на разделяющее их прочное стекло, отношения Клариссы и Ганнибала, тем больше они кажутся странными, противоестественными, а то и вовсе непостижимыми с житейской точки зрения. Старлинг объективно не может последовать приказу Кроуфорда не сообщать никакой личной информации собеседнику, обладающему даром проницательности.

Угнетающие сцены в психиатрической клинике особого режима достигают наивысшей точки в момент вынужденной исповеди мисс Старлинг, поведавшей о травмирующих воспоминаниях о пребывании в детстве у дяди на ферме. Это должно было придать повествованию явственный психоаналитический оттенок фрейдистского толка, учитывая профессию Лектера.

Здесь очевидны стремления создателей представить Ганнибала тем самым сверхчеловеком, которого, нещадно искажая идеи Ницше, пытались вывести нацисты. Демона в обличии человека, обладающего феноменального умом, всецело управляющего эмоциями и инстинктами, не отягощённого никакими моральными законами, на фоне которого особенно беззащитной видится приверженка добра, неопытная, юная, сомневающаяся, ранимая, ввязавшаяся в безнадёжную интеллектуально-волевую дуэль.

Лектер будто призрак проникает в потаенные уголки души Клариссы
Лектер будто призрак проникает в потаенные уголки души Клариссы

Эта сюжетная линия настолько выделена здесь главенствующей, что финал «первостепенной» истории охоты на Буффало Билла провалит лишь к поимке маньяка и освобождению его жертвы

А настоящий финал картины подводит нас к логичному завершению взаимоотношений Кларисса и Лектера с помощью повисшего в воздухе вопроса:

«Ну, Кларисса, ягнята перестали кричать?»