В день памяти великого подвижника благочестия – святого Антония Великого, Египетского (12.01.251 Египет – 17.01.356 Фивы. День памяти по новому стилю – 30 января).
Святой Антоний Великий считается основателем отшельнического пустынного раннехристианского монашества. До святого Антония существовало пустынножительство, но именно он выразил его наиболее ярко и показал христианский смысл его – добродетельный, совершенствующий, созидательный.
Смысл этот
- не в бегстве от себя (а, наоборот, обретения себя в Боге),
- не в бегстве от людей (но от людских пороков, чтобы не приразиться ими),
- не от жизни, как таковой (ибо не жизнь сама по себе благо, но выбор в ней важен: она может быть добродетельной, а может быть пустой и бессмысленной).
Смысл пустынножительства – сфокусированность на Боге и жизнь в Боге. Такой вариант есть наиболее полный и совершенный.
Самое лучшее жизнеописание этого святого подвижника составил святитель Афанасий Александрийский (день памяти его 31 января).
Святитель Иоанн Златоуст считал, что книгу о святом Антонии стоит читать каждому христианину для пользы души. В ней очень много подсказок по правильной осмысленной христианской жизни.
Святитель Афанасий, составивший жизнеописание святого Антония, о своем труде сказал так:
«повествование сие мало по сравнению с самой значительной добродетельной жизнью святого Антония. Но из него заключайте, каким Божьим человеком был святой Антоний»
Жизнь святого Антония Великого была парадоксальна и благоразумна.
Парадокс? Вот пример.
Многие из нас не просто нуждаются в общении с людьми, но крайне зависимы от людского признания, склонны к человеко угодничеству, чтобы быть в центре внимания людей. А без этого чувствуют себя крайне неуютно.
Святой Антоний, напротив, уходил от людей, уединялся в Боге, а люди сами шли к нему, находили его, оставались с ним, под его руководством.
Поистине, замечал подвижник, имея Бога мы никогда не будем одиноки. Но не имея Его в душе, и в самых богатых людских обществах, центре внимания к нам и общении будем чувствовать себя внутри одинокими.
Благоразумие святого Антония в детстве проявилось в том, что живя в богатой семье, он не был избалованным ребенком.
По двум причинам:
- родители его были мудры и не баловали его излишествами.
- он не был прихотлив в желаниях своих, но скромен.
Но все полезное для жизни было находимо и обретаемо им.
По молитве Богу и благоразумию.
Святой Антоний умел слушать и слышать.
Вот, поистине, показатель умного человека. Сколько подсказок он обретал этим дивным умением! Задается вопросом важным, идет в Храм, а там во фрагменте Евангелия, улавливает ответ. Ибо слушает и прислушивается. И много других примеров. Задавая вопросы и ожидая ответов от Бога, считал святой Антоний, надо уметь слышать их. Если человек готов слышать только себя, свое или приятное себе, он рискует не услышать Бога. Глас Божий не всегда бывает комфортным человеку, но всегда истинным и полезным. Отсутствие комфорта идет от гордыни (буйствует в человеке тугодум прихотливый, ограниченный и греховый, богоборческий), истинность – от смирения.
Святой Антоний очень много претерпел искушений от темных сил: и соблазнять его пытались, и помыслы внушали, и бит был, и пугаем.
Но святой понял очень простую и важную вещь: если крепко держаться Бога, слушать не брани, а Евангелия, подсказки Божьи в любой ситуации, и следовать им, то все эти наваждения уходят как пелена. Их не стоит бояться. Бог всегда рядом.
Еще святой Антоний говорил, что как прежде ковки железа, кузнец представляет, что хочет выковать, так и христианину надо выбирать, какую из добродетелей стоит приложить к той или иной ситуации жизни.
В сне, пище, поведении святой Антоний был очень воздержан, обрел и следовал своей мере во всем. Спал, чтобы восстановиться. Питался, чтобы получить силы. Вел себя не вызывающе, но милостиво к людям, и тем был приятен им.
Святого Антония почитают как покровителя многих профессий. Почему? Святой любил трудиться и сам, не гнушаясь трудом. Принесут ему хлеба, а он взамен даст сплетенную им корзину. Но не этот труд, земной и необходимый, он считал главой труда, но духовный (молитвенный, покаянный, евангельский).
На Востоке святой Антоний почитается как отец пустынного монашества. На Западе, как целитель. Святой Антоний больше: он и то, и другое. Но более всего - Божий!
И в завершении, о плодах благоразумия и благодатной жизни в Боге самого святого Антония Великого.
Каковы эти плоды? Что дала ему такая жизнь?
Святой Антоний прожил долгую жизнь – 105 лет. Имел силу в руках и ногах почти до последних своих дней. Имел хорошее зрение и не имел болезни глаз от старости. Не один из его зубов не выпал, единственно, что десны немного ослабли от старости. Не это ли жизнь в согласии с Богом и природой? Благоразумная и умеренная?
К нему стремились люди, и он помогал им: и в обучении, и в исцелении, и в наставлении, и во многом другом. Сам святой Антоний исходил из того, что учить можно лишь тому, в чем сам имеешь опыт. Опыт его самого (духовный) был богат. Ему было чему учить. Этому и учил святой Антоний, а многомыслия и пустословия избегал. И не учил по своей инициативе, но лишь по просьбам людей. Без мотива познания обучающегося, учить даже самому лучшему, бесполезно.
Главой всех добродетелей святой Антоний считал духовный разум, который позволяет человеку слышать истину Божью не искаженно и следовать ей, а фальши и лукавств человеческих и бесовских избегать. Храниться от этого. И во всем соблюдать меру благоразумную. Ниже ее: пассивность и бессмысленность, выше - страсть и одержимость. Мера есть само благо.
Понравилось – ставьте лайк. Подписывайтесь на канал.
Любви и добра всем!