Почему мы хотим обнимать щенков? Ответ совсем не милый
Младенцы, собачки, кошки, талисманы с милыми глазками вызывают у многих из нас немедленную потребность погладить, пообниматься, а иногда даже пощипать или укусить! Зачем? Есть понятие, объясняющее этот факт, которое называется оксюмороном «сладкая агрессия».
По мнению исследователей, такое поведение неудивительно и относится к психологическому спектру обычного человека. Несмотря на свое название, он не представляет угрозы для объекта эмоции, напротив - это защитный рефлекс, способный укрепить связь.
Исследование, опубликованное в декабре 2018 года в журнале Frontiers in Behavioral Neuroscience, впервые рассматривает корни мозга и неврологические последствия такого рефлекса. Ученые проследили процессы, происходящие в мозгу человека в ответ на контакт с сладким предметом или живым существом.
Вызывая естественное заботливое поведение, сладкая агрессия («это так мило, я могу раздавить») становится механизмом безопасности. Это своего рода плавкий предохранитель, который не позволяет нам быть подавленными влюбленностью, и мозг может легко справиться с потоком чувств.
Исследование Кэтрин Ставропулос из Калифорнийского университета в Риверсайде показало, что такое поведение связано с активностью центров «желания», удовольствия и областей, ответственных за чувство награды и эмоциональную обработку в мозгу. Неудивительно, что это чувство настолько сильное, когда оно затрагивает так много центров одновременно.
Используя электрофизиологические исследования, команда картировала активность мозга 54 участников в возрасте 18-40 лет. Каждый из них получил на просмотр по 128 фотографий маленьких детей и милых животных. Некоторые фотографии были изменены на компьютере, чтобы сделать их еще более обезоруживающими. После просмотра фотографий участники ответили на ряд вопросов и по специальной шкале определили, что они чувствуют. Интересно, что, как и в тематически похожем опыте с Йельским университетом, оказалось, что сладкая агрессия не универсальное явление для всех людей. Выяснилось, что одни люди были склонны к сильнейшему раздражению, а другие совершенно равнодушны. Около 64% сказали, что они сказали «это так мило, я хочу обнять его», а около 74% не только сказали, но и сделали это. Так было с детьми, а когда дело касалось милых питомцев, были отмечены как высокий уровень привязанности, так и милая агрессия - то есть ощущение, что «что-то такое сладкое, что можно это съесть». Буквально.
«Это очень захватывающее открытие», - заключает Ставропулос, утверждая, что благодаря такому сильному влиянию на наш мозг маленькие дети (и милые животные) увеличивают свои шансы на выживание. Механизм в нашем мозгу говорит нам заботиться о них и защищать их от опасности.