Как правильно продавать старые железнодорожные модели. Пособие для миллениалов.
Все "рожденные в СССР" помнят эти "как настоящие" поезда, которые бегали по "настоящим" железным рельсам. Это игрушечное чудо поставляли нам из ГДР. Две фирмы PIKO (типоразмер H0(1:87) и N(1:160)) и Berliner TT-Bahner (BTTB, типоразмер TT (1:120)) делали безумно счастливыми не только немецких, но и советских мальчишек.
Стоил такой набор от 10 до 40 советских рублей, в зависимости от состава. Средней ценой было что-то около 20 рублей за стартовый набор с одним составом, овалом рельс и реостатным блоком питания. Стартовый набор отличался упрощенной деталировкой подвижного состава, отсутствием окраски и декалей. У PIKO такие наборы назывались junior, у BTTB так и назывались: start.
Были и наборы с полноценными моделями. Они шли под определением hobby у BTTB и expert у PIKO. Они как раз и стоили почти под 40 рублей, покупались редко, в основном людьми, которые знали, за что отдают треть зарплаты.
Модели локомотивов, вагонов, рельсы, а так же различные дополнения в виде строений и железнодорожной инфраструктуры продавались отдельно, и стоили довольно дорого. Все это позволяло создавать реалистичные макеты, что достаточно редко было востребовано в виде детской игрушки.
Люди, которые покупали железную дорогу детям в основном покупали упрощенный и более дешёвые наборы.
Модели были достаточно копийными, состояли из множества различных элементов, часто подвижных - колёсные пары, сцепки, пантографы, механизмы перевода стрелок. Локомотивы имели достаточно сложную кинематику, требующую соответствующего обслуживания.
Галактические часы неумолимо тикали вперёд, ГДР исчезла, СССР пал. Фирма Berliner TT-Bahner в очередной раз была признана банкротом и переименована. TT вообще не самый популярный типоразмер. PIKO осталось на плаву, благодаря тому, что выпускала модели в более популярных типоразмерах. Теперь Tillig Modellbahnen (приемник BTTB) выпускает модели в H0, а PIKO делает модели в ТТ. Причем, развитие технического прогресса позволило настолько детализировать модели, что они не идут ни в какое сравнение с поделками из ГДР. Маленькие модели стало не отличить от настоящих. Появился светодиодный свет, цифровое управление, даже звук. Не говоря о миниатюрных, но мощных многополюсных электродвигателей, которые можно спрятать в корпусе и останется место для интерьера кабины и платы звукового декодера. Колёсные пары стали металлическими вместо пластмассы, у пассажирских вагонов появилось светодиодное освещение, так же управляемое цифровым декодером.
Рельсы тоже претерпели существенные изменения. Вместо жестяных, постоянно гнущихся и покрывающихся налётом П-образных рельс появились рельсы нормального Т-образного профиля из нейзильбера - похожего по свойствам на мельхиор сплава, который не подвержен коррозии и более стоек к механическим воздействиям. Рельсы стали выглядеть гораздо реалистичнее. Значительно улучшился токосъём, улучшилась плавность хода моделей. Изменилась и их топология - радиусы стали больше, элементы получили другие линейные размеры. Появилось множество новых рельсовых элементов.
Но, даже старые модели были достаточно хрупкими и имели множество мелких элементов, которые и придавали реалистичность моделям, в отличии от игрушек, которым как раз такие элементы противопоказаны. А поскольку, покупались наборы в основном детям для игр - то модели к настоящему времени редко дожили без повреждений. Разве что у настоящих моделистов и коллекционеров. Продаваемые в основной массе модели часто без буферов, тормозных колодок, лесенок, перил и поручней, с повреждениями корпуса и окраски.
И вот, наступило время, когда Путин всё уже украл, и у людей появилась возможность покупать игрушки и безделушки, а не тратить все деньги на еду и предметы первой необходимости. И людей потянуло на ностальгию. Предметы "якобы старины", винтаж из СССР стал пользоваться спросом. А спрос рождает предложение, как учат нас законы рынка. И начали доставать из сараев и антресолей всякие предприимчивые личности, которых в СССР называли фарцовщиками, а в "святые" 90-е барыгами, стартовые ГДРовские наборы и доставшиеся в наследство целые коллекции старых моделей.
Поскольку барыги не являются специалистами в области ценообразования моделей или вообще винтажных вещей, да и вообще, винтаж очень тяжело оценивать, в отличии от старины, антиквариата или раритетов. Винтаж - это просто старая вещь, которая не пользуется спросом у широких слоёв населения. И зачесали барыги головы - как стрясти с обывателя побольше денег. Самые отбитые просто установили цены из разряда "деньги очень нужны". Другие, которые давно торгуют барахлом, посмотрели цены на аналогичную современную продукцию и установили цены согласно современным моделям. Некоторые, которые более-менее адекватные, установили цены на уровне современных игрушечных железных дорог из детских магазинов.
А какова же реальная стоимость моделей старого PIKO и BTTB? Как правильно продать и не прогадать? Кому и для чего нужны старые модели, если новые гораздо лучше, реалистичнее и качественнее?
В первую очередь, как думается - коллекционерам. Однако, их не интересуют полураздолбанные стартовые наборы и массовые модели. Их интересуют модели ограниченного выпуска, клубные и мелкосерийные модели. За ними охотятся, и если их и продают - то только такие же коллекционеры. И цену они устанавливают соответствующую её реальной стоимости или чуть выше - все мы люди и хотим большего. Так что среди коллекционеров покупателей старых массовых моделей быть не может.
Дальше идут моделисты. Но, постольку практически 100% моделистов коллекционеры, то возвращаемся к пункту 1. Но, моделистам, оказывается, нужны старые модели. Даже в состоянии лома. Казалось бы, зачем они людям, у которых все эти модели есть не в одном экземпляре? Потому что они моделисты. Они строят свои модели, которых нет у серийных производителей, которых нет у других. И для этого используют старые модели и их части. Пилят, режут, переклеивают. Среди моделистов это так и называется: для перепилки. Например, из стартовых вагонов BTTB получаются вполне себе модель электрички ЭР2.
В третьих, можно провести конверсию модели. Можно банально перекрасить модель - достаточно простой способ получить отличную от других уникальную модель. А можно заменить некоторые неосновные элементы - лесенки, поручни, остекление - на более реалистичные. Можно добавить свет или установить цифровой декодер. А постольку, профессионально окрасить модель довольно сложно, то начинать лучше на старых и не очень ценных экземплярах. А менять что-то в современных моделях смысла нет - качество фабричного изготовления намного выше возможностей большинства моделистов. Конверсия больше распространена в типоразмере ТТ, ввиду небольшого ассортимента моделей в данном масштабе.
У многих моделистов достаточные запасы старых моделей, которые не жалко перепилить или перекрасить. Но иногда или запасы иссякают, или нужна определенная модель. Поскольку железнодорожный моделизм не самое популярное хобби и большинство моделистов друг друга знают и общаются все вместе на слётах и форумах. Самые распространённые интернет площадки: форум ТТ-hobby (масштаб ТТ), scaletrainsclub, форум ModelldepO, форум украинских моделистов (все масштабы). На форумах есть разделы куплю/продам, где можно довольно точно определить стоимость модели, кроме ТТ форума - там в разделе продаж обсуждение закрыто, с чем связано - непонятно. Хотя и на этих форумах в последнее время появились "барыги". Но везде можно попросить форумчан оценить модель, свою или продаваемую на форуме или на других площадках. Так же есть соответствующие сообщества в социальных сетях: Купля-Продажа Железнодорожный моделизм и подобные.
Вот тут и начинают сходиться кривые спроса и предложения. Именно тут начинает образовываться реальная цена старых моделей или модельного лома.
Не претендую на истину в конечной инстанции, для себя я определил, по каким ценам я могу купить или продать старое железнодорожное барахло. Сначала о продажах. Ведь нельзя требовать от других того, чего не делаешь сам. У меня тоже накопилось много старого BTTB (исторически сложилось, что я ТТшник). Многое рассовано по коробкам из-за кочевого образа жизни. В последний раз на глаза попался старый П-образный рельсовый материал, который был куплен ещё в СССР или достался мне в составе крупных покупок как говориться "до кучи". Сам я считаю его условно годным к использованию по назначению и в основном использую его для статических диорам и для "детских" покатушек, который не жалко.
Подробнее об изготовлении этих диорам в этой статье.
Мешок достаточно плохих рельс я отдал за один рубль еще на интернет аукционе "молоток" лет 15 назад - старожилы помнят эту площадку. То есть просто подарил. Сейчас её заменил "мешок".
В прошлом году продал еще мешок рельс среднего состояния на "авито" по 20 р за сегмент вышло - продавал скопом. Стрелки ручные по 100 рублей пара. Больше ничего не продавал, ибо в принципе, не продавец. Не моё это: покупать продавать, перепродавать. Мог бы даром отдать, но слова "даром" и "халява" порождают нездоровый интерес абсолютно неадекватных людей.
Исходя из моих соображений, справедливые цены на старые модели это 200-300 руб. за вагон в хорошем состоянии, 50-100 - за модель с недостатками. Локомотивы от 500 руб. за рабочий старт до 3000 руб. за паровоз отличной сохранности. В среднем, цены у нормальных продавцов чуть выше, примерно на 100 р. за вагон. Но, даже таких продавцов на данный момент можно пересчитать по пальцам одной руки.
Реостатные пульты управления вообще могут быть интересны только скупщикам старой электронной аппаратуры. Коллекционеры не гоняют составы, разве что раз в год для проверки и обслуживания. А моделисты в основной массе или перешли на современное цифровое управление, или катают аналоговые локомотивы по небольшому домашнему макету, на котором сложно использовать более 2-3 пультов для разных участков макета. Учитывая ситуацию со стартовыми наборами - их тоже у все очень много. У меня около 10 различный аналоговых пультов насобиралось - как старых так и новых. Что с ними делать - ума не приложу. Готов обменять половину из них на ROCO Multimaus, бустер или декодер.
Другая автоматика - реле, стрелочные пульты - тоже спросом у моделистов не пользуются.
Возможно, в H0 будет немного другое ценообразование, потому как его везде полно, как ни как самый популярный типоразмер, а современное производство вынесено в Китай, но думаю, что принципиальных отличий нет.
Конечно, и старые жестяные П-образные рельсы и старый подвижной состав имеют право на жизнь. Особенно если сравнивать с продаваемыми игрушками в магазинах. Цены гуляют от 500 до 3000 рублей за набор. В среднем - 1500. Эту цену можно считать базовой за стартовый набор в состоянии нового. Наборы с двумя составами, соответсвенно, будут дороже. Причем, на сайтах частных объявлений за примерно такую же сумму можно купить современные стартовые наборы.
Покупать дороже только потому, что это что-то там модельное - это как покупать китайские машинки по 100 рублей и говорить, что они тоже модельные. Реалистичность таких игрушек, конечно, никакая, зато процесс игры гораздо интереснее для ребенка - дорогу из магазина можно брать в руки, катать как попало, даже руками, наблюдать за движением. В некоторых даже управлять при помощи пульта. А во что превращается процесс игры на старых рельсах все моделисты знают - помимо сложности и продолжительности самого процесса сборки рельсового полотна, это постоянные сходы, плохой токосъём, расцепление состава. Процесс игры становится утомительным. Конечно, если ребенок старше 10 лет, то тут выиграет старый модельный набор. Но если детям меньше - то лучше яркий китайский поезд. Он и крепче, и веселее, и песни поёт. В любом случае, сумасшедшие цены по 10-15 тысяч это идиотизм. И, что характерно. Когда предлагаешь этим "продавцам" такой же набор за половину их цены, что сулит им 100% прибыли - отказываются! То есть нутром они понимают, что их цена обусловлена только их жадностью, но поделать со своей жабой ничего не могут.
Более подробный опус про китайские игрушечные железные дороги читайте здесь.
Впрочем, неадекватность любителей моделей железных дорог легко объясняется их составом)
А Вы как считаете, я прав, или нет? Пишите в комментарии, в споре рождается истина!))