Найти тему
Пища для души

Как принимать решения?

Что ты можешь? В безумной борьбе
Человек не достигнет свободы:
Покорись же, о, дух мой, судьбе
И неведомым силам природы!

Если надо,- смирись и живи!
Об одном только помни, страдая:
Ненадолго — страданья твои,
Ненадолго — и радость земная.

Если надо,- покорно вернись,
Умирая, к небесной отчизне,
И у смерти, у жизни учись —
Не бояться ни смерти, ни жизни!

Дмитрий Мережковский

Книга Иисуса Навина — для кого она? Ну, понятно, что для верующих людей, но ведь не секрет, что есть части Писания, которые особенно актуальны в определенных ситуациях или для определенных категорий людей (книга Иова особенно близка, когда все плохо, например). Так для кого предназначена книга Иисуса Навина? Думаю, она может быть особенно актуальна для молодых людей, которые только начинают самостоятельную жизнь и вообще для тех, кто принимает на себя ответственность за людей. Наставления этой книги особенно ценны, когда на твои плечи ложится груз ответственности, а решения приходится принимать самому. Я бы выделил пять основных моментов в книге.

1) Инструкция. Писание — это не информация к размышлению, но руководство к действию. Именно с этого мотива начинается книга. Моисей, передавая полномочия вождя народа Иисусу Навину, делает на этом особый акцент. Хочешь поступать благоразумно? Вникай в эту книгу. Здесь нет магии. Это не работает автоматически на уровне прикосновения к страницам. Необходимо размышление и действие. Бог не дает человеку таблетку. Бог дает человеку лопату. Хочешь чего-то добиться? Копай! Интересно, что при этом Моисей делает акцент на том, что Иисусу необходимы твердость и мужество. С чего бы это? А с того, что воплощать почерпнутые в Писании принципы в жизнь требует и того и другого. Иногда следовать Писанию по человеческим меркам не выгодно или не хочется, а иногда просто страшно. Это требует и твердости, и мужества.

2) Совет. В книге дважды (вернее даже трижды: два раза в негативной и один раз в позитивной форме) один и тот же мотив. Его видно и в эпизоде со штурмом Гайя, и в эпизоде с заключением договора с Хананеями, которые прикинулись жителями далекой страны, и во взятии Иерихона. Иисус Навин имел явную склонность принимать решения руководствуясь исключительно соображениями логики и здравого смысла, не обращаясь за помощью к Богу. Дважды он так сделал, и дважды вляпался. Очень наглядная, на мой взгляд, демонстрация того, что впоследствии сформулирует Соломон: в самых простых и ясных, казалось бы, жизненных перипетиях необходимо полагаться на Господа, а не на свой разум. Бог знает лучше. Спроси у Него прежде, чем принять решение. Он ответит. Ты увидишь.

3) Гармония. А третий важный момент виден в том, как Иисус Навин ведет себя по отношению к Ахану, грех которого обернулся трагедией для всего народа. Интересно здесь даже не то, что Бог строит отношения с народом как с единым целым, а то как поступает Иисус, узнав от Бога (!), что Ахан согрешил. Иисус собирает весь народ и бросает жребий. О, нет! Речь не о соломинке и не о бросании костей, и даже не о монетке. Речь, по видимому, идет об уриме и туммиме, которые были частью одежды первосвященника — именно по ним узнавали волю Божью. Сначала было указано колено, затем племя, затем род, затем семейство, а затем и сам Ахан. Постойте, но ведь Иисус уже знал кто и что сделал. Зачем все это? Милосердие. Всякий раз, когда вопрошалась воля Божья у Ахана была возможность сознаться и раскаяться. Он не пожелал. Но возможность ему была дана. Этот эпизод показывает Иисуса как мудрого и милосердного человека. Он не испытывает ненависти к согрешившему. Он ищет спасти, а не погубить. НО он имеет достаточно твердости, чтобы довести дело до конца. Ахан был побит камнями. Нет, не за то, что взял заклятое, а за то, что отказался от предложенной милости. Милосердие выше справедливости, хотя и не отменяет его. Важно не просто быть эффективным и обеспечивать результат. Важно всегда оставаться человеком по образу Божьему.

4) Память. Да, речь идет о преемственности, если мы говорим о руководстве. Халев получил от Иисуса то, что обещал ему еще Моисей. Иисус мог легко «съехать» на то, что ничего не обещал. Сегодня многие так поступают. Вступая в должность они ведут себя так, как будто пришли в чисто поле и начали с нуля. Но ведь это не так. Нельзя игнорировать историю. Доказано, что человек, вступающий в должность наследует вместе с полномочиями и отношение людей к предыдущему руководителю. Человек уходит, а отношение висит в воздухе. И просто так эта атмосфера не улетучивается. Историю необходимо знать и принимать во внимание. Это справедливо и для отношений. Не бывает деревьев без корней. Уважай историю.

5) Виденье. Иисус Навин, в отличие от Моисея, уходя не оставляет после себя преемника. Будучи уже старцем, умудренным годами близкого общения с Господом, Иисус Навин понимает, что дело, требовавшее рывка, общих усилий, дававшее силы, вселявшее надежду, по сути, близко к завершению — Израиль уже в Ханаане. Как мудрый руководитель, он понимает всю опасность складывающегося положения. Ведь именно когда цель, большая общая цель, вселявшая долгие годы надежду достигается, тогда и наступает самый опасный момент. Нет ничего опаснее праздности. Праздность оскотинивает людей. Чтобы держать себя в тонусе, необходимо иметь цель перед глазами. Для этого-то и необходимо виденье. А виденье — это откровение тайны Божьей. Где же его взять? В Писании, которое оставил Иисусу Моисей. Иисус собирает народ и пытается передать им виденье. Ведь цель Господа заключалась не в том, чтобы народ просто жил-поживал в комфортных условиях. Цель была в том, чтобы продемонстрировать всем окружающим народам, что лучший путь — это жизнь с Богом. Цель была пробудить в окружающих народах интерес — сделать нечто сродни тому, как Бог привлек внимание Моисея горящим, но не сгорающим кустом. Поэтому у Израиля, среди прочего, не должно было быть царя. Они должны были отличаться от всех остальных народов. А для этого народу необходимо было лично искать близости с Богом. Именно к этому-то и пытался призвать их Иисус, говоря: «Изберите себе ныне, кому служить». Он не принуждает, не навязывает, он просто зовет, являя собой пример: «А я и дом мой будем служить Господу!» Сила Божьего народа не в отдельных личностях заключается, а в общем виден и и, в общем добровольном стремлении жить по воле Божьей. Как много сегодня тех, кто ценит свободу ближнего так, как это делал Иисус Навин?

Уроки, которые постигал Иисус Навин, вынужден постигать каждый человек, когда сталкивается с необходимостью самостоятельно принимать решения. Его неудачи, когда он делал ошибки, его успехи, когда он следовал Божьим советам — все это делает книгу Иисуса Навина ценной и актуально даже сегодня.

«Итак бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу. Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (Ис.Нав.24:14,15).

Вперед! без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!

Смелей! Дадим друг другу руки
И вместе двинемся вперед.
И пусть под знаменем науки
Союз наш крепнет и растет.

Жрецов греха и лжи мы будем
Глаголом истины карать,
И спящих мы от сна разбудим
И поведем на битву рать!

Не сотворим себе кумира
Ни на земле, ни в небесах,
За все дары и блага мира
Мы не падем пред ним во прах!..

Провозглашать любви ученье
Мы будем нищим, богачам,
И за него снесем гоненье,
Простив безумным палачам!

Блажен, кто жизнь в борьбе кровавой,
В заботах тяжких истощил,
Как раб ленивый и лукавый,
Талант свой в землю не зарыл!

Пусть нам звездою путеводной
Святая истина горит,
И верьте, голос благородный
Не даром в мире прозвучит!

Внемлите ж, братья, слову брата,
Пока мы полны юных сил:
Вперед, вперед, и без возврата,
Что б рок вдали нам не сулил!

Алексей Николаевич Плещеев