Найти в Дзене
touch of ART

Адольф Вёльфли. Гений сумасшествия, или Г.Г. Маркес от живописи

В 1864 году в очень бедной семье прачки и каменотеса родился седьмой ребенок – Адольф Вёльфли. Семья находилась в очень тяжелом материальном положении, и юный Дуфи (детское прозвище художника) подрабатывал сначала пастухом, а затем лесорубом и разнорабочим. Все усилия оказались тщетными, и в возрасте 10 лет мальчика отдали в приют, где он и оставался до совершеннолетия.

В 1883 году юный Вёльфли влюбляется в девушку и сватается к ее отцу. Жених не пришелся по вкусу родителю, и Вёльфли получает отказ. Будучи сильно надломленный неудачей, он уходит в армию. Психиатры склонны полагать, что именно этот случай послужил причиной его тяжелого душевного недуга, но как бы то ни было, спустя несколько лет Вёльфли начинает проявлять нездоровый интерес к маленьким девочкам. Последовала череда арестов, после чего в 1895 году он, наконец, был признан умалишенным и помещен на лечение в психиатрическую лечебницу Вальдау в Берне, где и будет оставаться до самой смерти в 1930 году. Ни о каком увлечении будущего художника живописью до помещения в клинику речи не шло, как ни шло речи о хорошем образовании и обширных знаниях.

Первые годы в лечебнице. Первые 10 лет пребывания в лечебнице Адольфа терзали сильные галлюцинации такого масштаба, что его вынуждены были изолировать от других пациентов. Спустя 4 года с начала лечения Вёльфли начинает рисовать. Первые свои работы он пишет карандашом на обрывках газет. Это нервные орнаментальные рисунки, объединяющие зрительные образы, нотные знаки и слова.

Адольф Вёльфли. «Панорама острова Неверангер», 1911
Адольф Вёльфли. «Панорама острова Неверангер», 1911

Фантастическая автобиография. С 1908 года до самой смерти Вёльфли работает над уникальным автобиографическим проектом поистине эпического масштаба. Работа представляет собой 45 томов сочинений, переплетенных вручную самим автором (их высота достигла 6 футов). Это фантастическая автобиография из более чем 25 тыс. страниц, сопровождающаяся 3 тыс. иллюстраций, нотами и поэтическими строфами. Работа достигла таких масштабов, что спустя 2 года с ее начала художника по его просьбе перемещают в отдельную палату, которая вскоре будет завешана рисунками от пола до потолка.

Адольф Вёльфли (1864-1930)
Адольф Вёльфли (1864-1930)

В духе фантастического реализма Вёльфли повествует о судьбе Дуфи (детское прозвище художника), который предпринимает рискованную географическую экспедицию, переросшую в космическую войну, в ходе которой Дуфи становится св. Адольфом II . Текст сопровождается причудливыми мандалами и лабиринтами, мозаичными орнаментами и чудесными животными. Финалом фантастической автобиографии должен был стать «Похоронный марш», состоящий более чем из 3 тыс. песен, который художник, к сожалению, не успел завершить.

Адольф Вёльфли. «Lea Tantaria», 1911
Адольф Вёльфли. «Lea Tantaria», 1911

Литературные аллюзии. По своим масштабам работа Адольфа Вёльфли сопоставима, пожалуй, с 2 шедеврами мировой литературы: романом Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества», в которой так же чудесным образом переплетена биография семьи Буэндиа с удивительными фантастическими событиями, и циклом сочинений Оноре де Бальзака «Человеческая комедия», состоящим из 137 законченных и незаконченным произведений, объединенных сквозными персонажами и сюжетами.

Судьба уникальной работы. Больше 40 лет уникальный труд Вёльфли находился в лечебнице и был доступен ограниченному кругу лиц. И только в 1972 году, спустя 42 года после смерти художника, его фантастическая автобиография была показана в Европе и США, а в 1975 году все его творческое наследие было передано психиатрической лечебницей Вальдау Музею изобразительных искусств в Берне.

Адольф Вёльфли. «Гельвеция», 1915
Адольф Вёльфли. «Гельвеция», 1915

Ёще о сюрреалистах можно почитать здесь: Как Фрейд и де Сад стали игральными картами