Найти тему
Parnas on-line gallery

Две матери: история выживания.

Оглавление
Две матери. Леон-Максим Февр. Фрагмент
Две матери. Леон-Максим Февр. Фрагмент

Леон-Максим Февр был неординарным французским живописцем. Даже для академических работ, темы он выбирал животрепещущие.

Академисты 19 века сильно утомили зрителя однообразными сюжетами из античного мира и прочих исторических эпох. Писали они реализм с большой виртуозностью, но вот настоящей жизни в их постановочных, театральных сюжетах почти не было.

Чего нельзя сказать об авторе по имени Леон-Максим Февр, оставившем несколько удивительных работ. Каждая из которых – признанный шедевр академического искусства.

Две матери. Леон-Максим Февр. 1888
Две матери. Леон-Максим Февр. 1888

Произведение «Две матери» освещает довольно редкую тему. Доисторическое общество нечасто попадало в поле зрения академического творчества. Эта темная эпоха, вероятно, считалась слишком далекой от понимания и актуальности в культурном плане. Между тем, именно период первобытного общества обнажал истинные страсти и предел человеческой природы, ту самую первозданную драму, которая культивировалась в искусстве.

Картина «Две матери» - это, конечно, фантазия и достаточно вольная. В историческом контексте ни облик людей не их обстановка не может быть воссоздана. Но Леон-Максим Февр попытался предположить, как мог быть воплощен задуманный им сюжет.
Две матери. Леон-Максим Февр. Фрагмент
Две матери. Леон-Максим Февр. Фрагмент

Итак, на картине мы видим мать – высокую мускулистую женщину, показанную в полуповороте. У нее суровое грубоватое лицо (что, возможно, соответствует истине), густые рыжеватые волосы собраны и даже организованы в прическу с украшениями из костей.

В качестве одежды на ней грубо обработанная шкура животного, в руках примитивное оружие. Главным мотивом защиты служат два других персонажа – это ее дети, которых мать готова защищать ценой собственной жизни.

Две матери. Леон-Максим Февр. Фрагмент
Две матери. Леон-Максим Февр. Фрагмент

Если по облику женщины мы можем предположить эпоху (хотя цвет кожи слишком бледный, согласно современным автору идеалам красоты), то дети вовсе не похожи на пещерных жителей. Чистые и беленькие тела двух малышей, прижатых к матери, родом из 19 века. Так художник приближает драму к зрителю, заставляет его сочувствовать детям, словно своим собственным.

Две матери. Леон-Максим Февр. Фрагмент
Две матери. Леон-Максим Февр. Фрагмент

Произведение не зря названо «Две матери». Вторая едва различима, она прячется во тьме, в облике доисторического пещерного медведя. Правда, если бы не имя работы, зритель бы не понял этой задумки, которая кроется в противостоянии самок, ведь рядом с медведицей нет детенышей.

Две матери. Леон-Максим Февр. Фрагмент
Две матери. Леон-Максим Февр. Фрагмент

Тем не менее, художник показывает момент острой драмы, противостояния человека и природы, где человек, озарённый светом приближающейся цивилизации, явно отличается от темного, тупикового зверя, готового убивать.

Какие ассоциации у вас вызывает эта работа? Удачна ли попытка художника показать сюжет первобытного мира?

Делитесь мнением в комментариях под статьей и подписывайтесь на наш канал!