Найти тему
Digital Raccoon

Йога. Утерянный путь к себе

Йога – по своей сути это комплексный путь, ведущий к самопознанию и психодуховному росту, многогранная и многоуровневая система, выходящая далеко за пределы физических упражнений. В нас, в людях, исконно живёт стремление преодолеть ограниченные условия человеческого существования, выйти за пределы нашей обыденной личности, обрести связь со своим источником и необусловленным счастьем.  Цель йоги как древнейшей индийской традиции – в сущностной трансформации , в освобождении человека от зацикленности, в расширении границ сознания, и тем самым в избавлении от страданий, поскольку страдания – плод нашего бессознательного обусловленного восприятия и поведения.

Когда-то йога была мистической восточной практикой, доступной единицам. Теперь йога стала феноменом поп-культуры и приобрела массовую популярность на западе. Помимо специализированных йога-студий, занятия йогой есть в перечне услуг каждого фитнесс-центра и курортного отеля. Йогой занимаются в детских садах и в офисах. Проводятся классы по йога-терапии, есть занятия йогой для беременных. Йога-туры стали одним из популярных форматов для путешествий.

Йога – одна из самых  быстро развивающихся оздоровительных и фитнес-практик в мире.  В 2017 году около 14,3% опрошенных взрослых в США сказали, что занимались йогой в последние 12 месяцев. Это по сравнению с 9% в 2012 году (по данным «Vox»).  По исследованию Клиники натуропатии и интегративной медицины, около 19% жителей Германии «занимаются или собираются в ближайшее время заняться йогой». По данным российской версии «Yoga Journal» на середину 2015 года, йогой у нас занималось 1,4 млн человек.

Возникает вопрос: почему, когда мы занимаемся йогой, с нами не происходит той самой сущностной трансформации? Мы можем заниматься годами и десятилетиями,  в результате  мы становимся здоровее, способны выполнять сложные асаны и пранаямы, возможно, перестаём есть мясо, и в целом чувствуем себя немного лучше. Но больше ничего не происходит. А должно, потому что смысл  йоги гораздо глубже, чем в неё закладывает фитнес-индустрия.

Некоторые упоминания о йоге имеются уже в текстах Упанишад древней Индии (VIII – III века до н.э.). О йогических практиках говорится в поэтическом философском трактате «Бхагават-гита», где упоминаются восемнадцать разных форм йоги, как практики, преобразующей сущность сознания и ведущей к освобождению от страданий зацикленного существования. Сейчас в аутентичных традициях называют в основном девять: раджа-йога, мантра-йога, хатха-йога, джняна-йога, бхакти-йога, карма-йога, тантра-йога, кундалини-йога, крия-йога и карма-йога. Многообразие путей йоги связано в большей мере с подходами и техниками, которые используются для трансформации.

Как отдельное направление йога была систематизирована великим индийским учёным Патанджали в «Йога-сутрах» (II в. до н. э.). Это универсальный трактат, который уделяет основное внимание уму, его свойствам и возможностям на него воздействовать. По определению «Йога-сутр», йога – способность направлять поток ума так, чтобы он не рассеивался и не прерывался. Это можно назвать методом. Цель же  йоги — преодоление страданий.

« Йога-сутры » Патанджали

Одна из важных концепций «Йога-сутр» касается нашего восприятия действительности и объясняет, почему мы в своей жизни постоянно сталкиваемся с проблемами. Если мы понимаем, каким образом создаём себе трудности, то можем научиться от них  избавляться. Восприятие и действие – это два аспекта, где проявляется авидья, в переводе с санскрита – «неведение, неправильное понимание». Если бы мы всегда обладали ясным, безошибочным, глубоким видением сути вещей и явлений, наши действия всегда приносили бы пользу. Авидья же, напротив, характеризуется поверхностным пониманием; нам кажется, что мы понимаем что-то правильно и действуем, а впоследствии оказывается, что это была ошибка и действия не пошли на пользу. Патанджали говорит о двух уровнях восприятия: один находится глубоко внутри нас и свободен от неведения, а другой лежит на поверхности и замутнён авидьей . Цель йоги – рассеять завесу авидьи , чтобы мы могли действовать правильно. Наше восприятие должно быть словно кристально чистое зеркало.

Йога ослабляет действие авидьи , благодаря чему мы обретаем способность к правильному пониманию. «Йога-сутры» говорят, что глубоко внутри нас есть источник –  сила, которая даёт нам возможность точного восприятия. Практика йоги просто подталкивает нас к тому, чтобы у нас проявилось это чистое восприятие.

«Йога-сутры» учат о восьми ступенях на пути йоги:

  • две ступени (яма и нияма) говорят об этических аспектах, правилах поведения, о взаимодействии с другими людьми и об отношении к самому себе.
  • следующие две ступени – позы тела (асаны) и контроль дыхания (пранаяма) – это те  аспекты, которые обычно практикуютя в залах на занятиях йогой.
  • остальные четыре ступени говорят о медитации, о трансформации сознания, высшее состояние которого обозначается термином кайвалья . Кайвалья описывает то состояние внутренней свободы и счастья, к которому стремится йога. Это состояние человека, постоянно находящегося в самадхи . Человек, достигший  кайвалья, понимает мир настолько хорошо, что стоит в стороне от него, в том смысле, что он не подвержен влиянию мира, хотя сам может на него влиять. Живя как обычный человек, он не  несёт на своих  плечах тяжесть мира.

В своей книге «Сердце йоги», Т.К.В.Дешикачар, сын и ученик Шри Кришнамачарьи, выдающегося йогина нового времени, прожившего более 100 лет и принёсшего йогу на запад, доступно объясняет философские и практические принципы йоги современным языком. Он пишет:

«Йога – не готовый рецепт уменьшения страданий, но она может помочь нам изменить наше отношение, наш ум, чтобы в нас было меньше неведения (авидьи) и больше свободы от страданий (дукхи) . Всю практику йоги можно понимать как процесс трансформации наших привычных взглядов, моделей поведения и  их последствий.

С чего бы мы ни начинали изучение йоги – с асан, с пранаямы, медитации или изучения “Йога-сутр”, – суть процесса одна и та же. Чем больше мы прогрессируем, тем больше мы осознаём целостную природу нашего бытия, понимая, что состоим из тела, дыхания, ума и чего-то ещё. Многие люди, которые начинают занятия йогой с практики асан, продолжают разучивать всё новые и новые позы, и в итоге вся йога сводится к физическим упражнениям. Это как если бы спортсмен всё время накачивал только одну руку, в то время как остальные части тела слабели».

Практикуя йогу, следует помнить, что, если мы действительно хотим трансформации в лучшую версию «себя», нужно  постепенно, шаг за шагом, преобразовывать и объединять все аспекты своего существа. И наш «Марафон Радости» –  один из таких шагов.

Йога
3388 интересуются