К творчеству Стэнли Кубрика можно относиться по разному. Кто-то считает его работы безусловными шедеврами, а другому его фильмы могут показаться затянутыми и скучными, даже непонятными. Я ни в коем случае не кинокритик и не ценитель всего творчества Кубрика, я честно признаюсь, что посмотрел всего 3 его фильма. Это были Заводной апельсин, Цельнометаллические оболочки и Одиссея. Про морпехов во Вьетнаме я еще обязательно напишу отдельно. Ну а сегодня речь пойдет об Одиссеи.
Книгу, которая уже вышла после фильма, я тоже прочитал, причем совсем недавно, буквально в прошлом году. Как-то о этого не было времени, да и желания. А вот фильм я стараюсь пересматривать по возможности каждый год, хотя бы раз. В самый первый раз я посмотрел Одиссею еще совсем мелким где-то в середине 90х, да я такой старый. И был поражен, можно сказать, что Одиссея, наравне со Звездными войнами, пробудили во мне неугасающую страсть к космосу. Конечно сейчас, спустя более чем полвека спустя, с технической части фильм уже безнадежно устарел, но для 1968го года это был безусловный прорыв. Собственно именно успех Одиссеи и заложил миф, о том что Кубрик заснял для правительства Америки высадку на Луну (самое смешное, что в этот миф некоторые верят до сих пор).
Но если капнуть глубже, то становиться понятно, что космос в фильме и космическая миссия, даже загадочный инопланетный обелиск, это всего лишь антураж. Фильм в первую очередь о людях, даже шире о том, какой путь человечество как вид проделало и что нам еще предстоит. К людям я отношу и легендарного HAL 9000. Это не просто бездушный бортовой компьютер, а равноправный член экипажа, точнее даже равный человеку живой организм, хоть и в виде компьютера. Возможно я и не прав, но Кубрик одним из первых, если не самый первый, поднял проблему самосознания искусственного интеллекта в кино. ХЭЛ может и не хотел никого убивать, но он вошел в противоречие, с одной стороны на него возложили обязанности по охране жизни и заботе об экипаже, а с другой стороны он должен был проследить за выполнением важнейшей в истории человечества миссии, которую в свою очередь могли запороть охраняемые им люди в следствии возможной человеческой ошибки. Возможно если бы экипажу сразу рассказали о настоящем задании, то конфликта и смертей можно было бы избежать.
Еще одна претензия молодого поколения к Одиссее, это то, что она мало того что затянутая, еще и непонятная. Мне лично нравится, когда в фильмах есть неразрешимые загадки. Скажем если взять любимою мною вселенную Чужих. До последних двух фильмов Ридли Скотта ксеноморфы и их создатели были чем-то совершенно за гранью нашего понимания. Конечно знатоки скажут, что есть тонна книг и комиксов, в которых всё разъясняется, но имею ввиду именно фильмы. И что в итоге вышло, когда уважаемый Скотт решил нам всё "объяснить"? Оба последних фильма, порушили всё что только можно. Тоже самое случилось и с фильмом 2010 Космическая одиссея. Мало кто сейчас про этот фильм вообще знает, он тоже пытался всё "объяснить", плюс к этому еще имел явный политический подтекст. Современный зритель вообще перестал думать сам, всем обязательно надо чтобы авторы разъяснили все тайны, на давая простора для фантазии.
Фильм показывает историю человечества в целом, как вида, без привязки к культурам, национальностям или вероисповеданиям. Фильм в 3х актах рассказывает всю нашу историю прошлую, настоящую и, я очень надеюсь, будущую. В первом акте мы можем увидеть зарождения человека как разумного вида, мне лично кажется, что искра, которую зажег монолит проявилась в моменте с костями животных. Именно тогда, когда человек осознал, что кость можно использовать как орудие труда он и стал человеком. На мой взгляд это не просто одна из лучших сцен фильма, но это одна из лучших сцен мирового кино в целом. Во второй главе, самой обширной, мы видим мир будущего. Человек покорил космос и готов выйти за пределы солнечной системы. Именно во второй части происходит больше всего событий и развивается сюжет. А в 3я часть является предметом обсуждения критиков и простых зрителей до сих пор. В последние 20 минут фильма не произносится ни слова. Мы наедине с главным героем, мы можно сказать становимся главным героем, так как большинство сцен от первого лица. Ну а космическое дитя, которое вернулось на землю символизирует собой будущее человечества, новый качественный этап развития эволюции человека. Переход в стадию сверхчеловека.
Одиссею Кубрика ни в коем случае нельзя относить ни к научной фантастике, ни к приключенческому кино или психологической драме, хотя если покопаться, то элементы этих жанров можно найти в фильме. Одиссея повествует о глобальных вещах, имеется ввиду не одиссея отдельного космического корабля, а одиссея всего человеческого вида. Вот что хотели сказать нам авторы, по моему личному мнению.
Добавить мне больше нечего. Для меня 2001 год: Космическая одиссея это не просто фильм, а произведение во многом определившее мои жизненные взгляды и моральные ориентиры. Всем кто не смотрел очень рекомендую ознакомиться, да фильм тяжелый, в некоторых местах нудный и затянутый, а спец эффекты буквально из прошлого века, но попробовать стоит, возможно вы начнете смотреть мир немного иначе после просмотра.
Всем выжившим после моего мыслеизъявление огромное спасибо. Надеюсь увидеть ваши комментарии по поводу Одиссии и в целом о творчестве Кубрика.