Найти тему
Блог Форреста

Мои любимые фильмы: "2001 год: Космическая одиссея"

К творчеству Стэнли Кубрика можно относиться по разному. Кто-то считает его работы безусловными шедеврами, а другому его фильмы могут показаться затянутыми и скучными, даже непонятными. Я ни в коем случае не кинокритик и не ценитель всего творчества Кубрика, я честно признаюсь, что посмотрел всего 3 его фильма. Это были Заводной апельсин, Цельнометаллические оболочки и Одиссея. Про морпехов во Вьетнаме я еще обязательно напишу отдельно. Ну а сегодня речь пойдет об Одиссеи.

-2

Книгу, которая уже вышла после фильма, я тоже прочитал, причем совсем недавно, буквально в прошлом году. Как-то о этого не было времени, да и желания. А вот фильм я стараюсь пересматривать по возможности каждый год, хотя бы раз. В самый первый раз я посмотрел Одиссею еще совсем мелким где-то в середине 90х, да я такой старый. И был поражен, можно сказать, что Одиссея, наравне со Звездными войнами, пробудили во мне неугасающую страсть к космосу. Конечно сейчас, спустя более чем полвека спустя, с технической части фильм уже безнадежно устарел, но для 1968го года это был безусловный прорыв. Собственно именно успех Одиссеи и заложил миф, о том что Кубрик заснял для правительства Америки высадку на Луну (самое смешное, что в этот миф некоторые верят до сих пор).

-3

Но если капнуть глубже, то становиться понятно, что космос в фильме и космическая миссия, даже загадочный инопланетный обелиск, это всего лишь антураж. Фильм в первую очередь о людях, даже шире о том, какой путь человечество как вид проделало и что нам еще предстоит. К людям я отношу и легендарного HAL 9000. Это не просто бездушный бортовой компьютер, а равноправный член экипажа, точнее даже равный человеку живой организм, хоть и в виде компьютера. Возможно я и не прав, но Кубрик одним из первых, если не самый первый, поднял проблему самосознания искусственного интеллекта в кино. ХЭЛ может и не хотел никого убивать, но он вошел в противоречие, с одной стороны на него возложили обязанности по охране жизни и заботе об экипаже, а с другой стороны он должен был проследить за выполнением важнейшей в истории человечества миссии, которую в свою очередь могли запороть охраняемые им люди в следствии возможной человеческой ошибки. Возможно если бы экипажу сразу рассказали о настоящем задании, то конфликта и смертей можно было бы избежать.

-4

Еще одна претензия молодого поколения к Одиссее, это то, что она мало того что затянутая, еще и непонятная. Мне лично нравится, когда в фильмах есть неразрешимые загадки. Скажем если взять любимою мною вселенную Чужих. До последних двух фильмов Ридли Скотта ксеноморфы и их создатели были чем-то совершенно за гранью нашего понимания. Конечно знатоки скажут, что есть тонна книг и комиксов, в которых всё разъясняется, но имею ввиду именно фильмы. И что в итоге вышло, когда уважаемый Скотт решил нам всё "объяснить"? Оба последних фильма, порушили всё что только можно. Тоже самое случилось и с фильмом 2010 Космическая одиссея. Мало кто сейчас про этот фильм вообще знает, он тоже пытался всё "объяснить", плюс к этому еще имел явный политический подтекст. Современный зритель вообще перестал думать сам, всем обязательно надо чтобы авторы разъяснили все тайны, на давая простора для фантазии.

-5

Фильм показывает историю человечества в целом, как вида, без привязки к культурам, национальностям или вероисповеданиям. Фильм в 3х актах рассказывает всю нашу историю прошлую, настоящую и, я очень надеюсь, будущую. В первом акте мы можем увидеть зарождения человека как разумного вида, мне лично кажется, что искра, которую зажег монолит проявилась в моменте с костями животных. Именно тогда, когда человек осознал, что кость можно использовать как орудие труда он и стал человеком. На мой взгляд это не просто одна из лучших сцен фильма, но это одна из лучших сцен мирового кино в целом. Во второй главе, самой обширной, мы видим мир будущего. Человек покорил космос и готов выйти за пределы солнечной системы. Именно во второй части происходит больше всего событий и развивается сюжет. А в 3я часть является предметом обсуждения критиков и простых зрителей до сих пор. В последние 20 минут фильма не произносится ни слова. Мы наедине с главным героем, мы можно сказать становимся главным героем, так как большинство сцен от первого лица. Ну а космическое дитя, которое вернулось на землю символизирует собой будущее человечества, новый качественный этап развития эволюции человека. Переход в стадию сверхчеловека.

-6

Одиссею Кубрика ни в коем случае нельзя относить ни к научной фантастике, ни к приключенческому кино или психологической драме, хотя если покопаться, то элементы этих жанров можно найти в фильме. Одиссея повествует о глобальных вещах, имеется ввиду не одиссея отдельного космического корабля, а одиссея всего человеческого вида. Вот что хотели сказать нам авторы, по моему личному мнению.

-7

Добавить мне больше нечего. Для меня 2001 год: Космическая одиссея это не просто фильм, а произведение во многом определившее мои жизненные взгляды и моральные ориентиры. Всем кто не смотрел очень рекомендую ознакомиться, да фильм тяжелый, в некоторых местах нудный и затянутый, а спец эффекты буквально из прошлого века, но попробовать стоит, возможно вы начнете смотреть мир немного иначе после просмотра.

-8

Всем выжившим после моего мыслеизъявление огромное спасибо. Надеюсь увидеть ваши комментарии по поводу Одиссии и в целом о творчестве Кубрика.