Найти тему
СЛОВО

Самообман

«Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!».


А. С. Пушкин пишет об очередной своей влюбленности, но, по сути, предлагает психологический портрет жертвы любого обмана: бытового, экономического, политического. Мы обманываемся потому, что сами этого хотим, потому что обманщик говорит нам то, что мы хотим услышать. Вот что пишет преподобный Ефрем Сирин, рассуждая о самом первом в истории обмане: «Искусительное слово не вело бы во грех искушаемых, если бы руководством искусителю не служило собственное их желание. Если бы и не пришел искуситель, то само древо красотой своей ввело бы их в борьбу. Хотя прародители искали себе извинения в совете змия, но более, нежели совет змия, повредило им собственное желание».


В случае Первозданного Человека даже нельзя говорить о том, что его рассудок был омрачен страстью, поскольку Адам и Ева были бесстрастны. Причиной его падения была волевое устремление к самоутверждению, и именно в этом заключается Вселенский Самообман. Первый Человек заблуждался, не потому что хотел чего-то неправильного, а потому что был уверен в самоценности своего желания. Так для маленького ребенка в определенный момент важно совершить поступок совершенно нелогичный, совершенно несоответствующий его интересам, но зато свидетельствующий о рождении самостоятельной личности. Ребенок с неизбежностью обманывается, это следствие того самого грехопадения, и ему это просительно. Но у взрослого человека есть инструмент, чтобы этого избежать. И этот инструмент – понимание того, что наше желание вовсе не является критерем истины.


Нам хочется, чтобы существовал банк, который предлагает доход в 200 % годовых, и появляются люди, который такой доход предлагают. Нам хочется, чтобы существовали таблетки от похудания, которые бы помогали без диет и упражнений, и нам обязательно такие таблетки предложат. Нам хочется, чтобы митинги и лозунги решали сложные социально-экономические проблемы, и нам, конечно, скажут: «Выходите на площадь, решите судьбу России». Но обманщики-искусители не имели бы над нами никакой власти, если бы в нас не жили беспочвенные, не имеющие отношения к реальности, желания.