Вчера мой десятилетний сын пришел из школы и говорит: «Навальный – герой, а его в тюрьме держат. Так же нельзя, надо протестовать». Мы с ним сели и начали рассуждать: а почему ты решил, что он «герой»? А в чем его героизм? Чем он лучше других? Ты уверен, что он говорит правду? Откуда ты это знаешь? Почему ты уверен, что твои источники «верны»? Тебе не кажется, что протест – это ответственное и очень взрослое дело, на которое нельзя решаться вот так, с бухты барахты, потому что «так в интернете сказали». Я ни в коем случае не старался как-то очернить (или обелить) Навального. Просто пытался показать, что такое критический, трезвый подход к любой информации. В конце концов это универсальный навык, которому человек учится годами, и который многие так до старости и не усваивают. Иначе над нами не были бы так сильны информационные технологии, реклама и пропаганда.
Детям очень важно, чтобы с ними говорили. И чтобы говорили не совсем уж свысока, как с разумными людьми, способными вникать в доводы разума. Может быть, не каждый ребенок согласится с этими доводами, но он получит опыт тревзвого разговора, получит прививку разумности, которая при встрече с информационным вирусом поможет не заболеть или переснести болезнь легко.
Мне кажется, вот этот опыт доброго трезвения даже важнее конкретных идеологем, которые те или иные политики предлагают привить молодежи. Мол, у Навального «плохие идеи», либеральные, западнические, бездуховные, а у нас «хорошие», патриотические. Не спорю, может быть, какие-то идеи лучше, а какие-то хуже. Только без их критического восприятия человек, влекомый ими, в любом случае пострадает, потому что потеряет себя. В один прекрасный момент он обнаружит, что не руководит своими поступками, своими мыслями и желаниями, что все это было навязано ему извне. А когда человеком легко управлять, разве он не становится легкой добычей для греха?
Христианская политология строится на здоровом недоверии. «“Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в коих нет спасения” (Пс. 145:3). Пусть выслушают это увещание и совет те, которые надеются на человеческое покровительство, непрочное и неверное. Что значит: «в коих нет спасения»? Они, говорит, не властны в своем собственном спасении, не могут покровительствовать даже самим себе; когда придет кончина, они будут лежать безгласнее камней» (Иоанн Златоуст).
5