Найти тему
Проект +1

На помощь надейся, но и сам помогай

Как коронавирус повлиял на систему благотворительности в России

Пандемия коронавируса стала для некоммерческого сектора проверкой на устойчивость, а для общества — на готовность к объединению и взаимопомощи. Руководители благотворительных организаций рассказали Plus-One.ru о том, какие открытия произошли в жизни отрасли, какие вызовы возникли в связи с нашествием COVID-19.

-2

Оксана Орачева, гендиректор Благотворительного фонда Владимира Потанина

О проблемах, которые выявил коронакризис

Во-первых, пандемия обнажила проблему хрупкости некоммерческих организаций. С одной стороны, мы говорим об их востребованности, а с другой — о неустойчивости, особенно во время кризиса. По данным Министерства юстиции, сегодня в России зарегистрировано свыше 200 тысяч НКО, но при этом мы видим, что многие организации не имеют никакой подушки безопасности. И если в обычной жизни они могли как-то выстраивать процессы и оказывать поддержку другим, то в кризис, в состоянии неопределенности, они оказались под ударом. Особенно если была ориентация только на одного донора и он перестал работать. Стало понятно, что помощь нужна и самим организациям. Мы увидели ресурсную ограниченность НКО: часто им не хватает оборудования и новых программ для работы онлайн, у сотрудников нет специальных знаний для переформатирования под новые условия. Особенно это заметно в небольших организациях.

Во-вторых, кризис показал, что не все некоммерческие организации заметны. Когда обсуждались вопросы о государственных мерах поддержки, о формировании различного рода инициатив, выявились некие слепые зоны. Например, часть НКО оказалась вне зоны доступа к получению государственных мер поддержки только потому, что они их никогда раньше не получали. Другой пример: далеко не сразу стали говорить про частные учреждения культуры, хотя это тоже некоммерческие организации. Получается, что, с одной стороны, организаций много, формы, в которых они действуют, разнообразны, а с другой стороны, часть из них находится вне поля зрения.

И третье. Мы привыкли рассматривать различного рода социальные инициативы через проекты. Кризис показал, что такой способ поддержки некоммерческих организаций в условиях жесткой неопределенности не работает. Потому что НКО могут оказаться в ситуации, когда у них есть средства — например, они получили субсидии или гранты, — но проекты реализовать не могут, и потратить эти средства — тоже. Надо пересматривать, что такое поддержка некоммерческого сектора, институциональная поддержка, проектная деятельность. Для дальнейшего развития нельзя опираться на какой-то один инструмент. Если мы хотим встречать кризисы более подготовленными, в нашем арсенале должны быть самые разнообразные инструменты.

О ключевых изменениях, вызванных пандемией

Произошел важный психологический перелом: мы начали рассматривать благотворительную помощь, ресурсы, действия как сообщающиеся сосуды внутри сообщества. В сфере благотворительности долгое время преобладали крупные корпоративные пожертвования, они были ключевыми, системообразующими. Пандемия проявила и показала большую значимость и ресурсность помощи сообществ. При этом, конечно, важность крупных пожертвований сохраняется, но они перестали быть единственным значимым компонентом. Люди стали активно участвовать в деятельности некоммерческих организаций — через вовлеченность в конкретные проекты и волонтерские акции. Даже если произойдет количественный спад, то все равно, думаю, в целом такая тенденция сохранится, и взаимодействие будет более сетевым и горизонтальным.

О партнерствах

Партнерства — характерная черта нового времени. Самый известный и наглядный пример — коалиция «Мы вместе». Ради помощи пожилым и маломобильным людям, медикам, сотрудникам социальных учреждений и другим нуждающимся объединились все — от волонтеров до крупных НКО и бизнеса. Есть примеры региональных партнерских программ — так, в Перми действует программа «Соседи», объединившая разные некоммерческие организации для более эффективной организации помощи.

Партнерство НКО, бизнеса и власти произошло и при работе над изменением законодательства. Весной 2020 года был принят закон о налоговом вычете для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые помогают социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе борющимся с пандемией. Мы видели примеры партнерства бизнеса и некоммерческих организаций, когда, например, коммерческие компании привлекали НКО для помощи в реализации социальных программ, которые они развернули в условиях пандемии, в частности, оказывая адресную помощь населению.

-3

Софья Жукова, исполнительный директор фонда «Нужна помощь»

О проблемах, которые выявил коронакризис

Очевидными стали проблемы, связанные непосредственно с влиянием коронавируса: отмена плановых операций из-за большой загрузки больниц, невозможность проводить неродственные трансплантации костного мозга в России, если донор не из России, обострилась ситуация с бездомными людьми, которые не могут нигде изолироваться.

О ключевых изменениях, вызванных пандемией

Изменилось отношение общества к благотворительности. Мы почувствовали проблемы рядом с собой. Мы можем видеть это по тому, как молодежь откликнулась на изоляцию пожилых людей, по тому количеству волонтеров, которые помогали с доставкой еды и лекарств. Общество оказалось готовым объединяться для решения социальных проблем — и маленькие локальные инициативы, и большие некоммерческие фонды. Еще одно изменение — появление чудеснейших налоговых поправок, принятых как раз в разгар пандемии. Это повлияло на бизнес: к нам стали приходить с пожертвованиями компании, которые хотят воспользоваться налоговыми льготами.

О партнерствах

Этот год был годом синергии, годом взаимопомощи. Фонды объединялись, чтобы рассказывать о проблемах друг друга. Наш фонд «Нужна помощь» провел акцию «Спасаем тех, кто спасает нас». Мы очень гордимся тем, что ни один наш партнер не почувствовал снижения количества пожертвований через наш ресурс.

Бизнес активно включился в благотворительность. Компания «Вкусвилл» дала возможность своим покупателям приобрести продуктовую корзину для тех, кто нуждается в поддержке. «Яндекс» запустил социальный проект «Помощь рядом». Сначала ребята просто помогали некоммерческим организациям развозить продукты для их подопечных, а потом запустили акцию с округлением оплат в приложении «Яндекс Go» и возможностью направить деньги на поддержку некоммерческих организаций.

-4

Кира Смирнова, директор ассоциации «Все вместе»

О возвращении к адресной помощи

Во время пандемии изменились подходы многих доноров. С одной стороны, бизнес активно включался, предлагал помощь по проектам, связанным с пандемией. С другой стороны, это привело к некоторому перекосу. Одновременно с ростом пожертвований на средства индивидуальной защиты и на гуманитарную помощь падали сборы на основные программы фондов и системную помощь. Иногда это можно было наблюдать в пределах одной организации: «ковидный» сбор быстро закрывается благодаря частным и корпоративным донорам, а пожертвований на профильную деятельность становится меньше. Запрос на помощь при этом только растет: кризисных семей стало больше, доноров крови не хватает, контакты со многими подопечными ограниченны. Произошел такой откат на несколько лет назад, к преимущественно адресной помощи. Есть ощущение, что для обратной перестройки потребуется много времени и усилий.

О ключевых изменениях, вызванных пандемией

Одним из важнейших изменений, мне кажется, станет усиление позиции государства как игрока некоммерческого сектора. Не как грантодателя или законодателя, а именно автора проектов в НКО, организатора. Во время первой волны мощно запустилось движение «Мы вместе», недавно по указу президента был создан фонд «Круг добра». И это только два примера крупных проектов с серьезной материальной базой.

О консолидации некоммерческих организаций

Именно благодаря консолидации НКО в мае 2020-го был принят закон о мерах поддержки некоммерческих организаций, в том числе об очень важном нововведении — налоговом вычете для бизнеса за помощь НКО. Его подписанию предшествовали многочисленные групповые обращения в органы власти: от Общественной палаты, «Форума доноров», АНО «Инфраструктура филантропии», фонда «Дорога вместе». Наша ассоциация «Все вместе» направляла письмо председателю правительства Михаилу Мишустину, и за несколько часов нам удалось собрать более 60 подписных листов от коллег из разных регионов страны. Это прекрасный пример того, как слаженно мы можем действовать для достижения общих целей.

-5

Евгения Фрай, директор благотворительного фонда социальной защиты «Милосердие»

О ключевых изменениях, вызванных пандемией

В благотворительном секторе уже произошли существенные изменения, и они точно останутся в «постковидной» эпохе. Это развитие онлайн-инструментов, в первую очередь фандрайзинговых, — в частности, цифровых платформ для сбора пожертвований. Мы тоже разработали и запустили специальную платформу для сбора средств — «Поезд милосердия» . Кроме того, гораздо большее внимание стало уделяться тем группам благополучателей, которые раньше не были в фокусе, — например, взрослым, в первую очередь — пожилым. По моему ощущению, пандемия также заставила людей более активно включаться в благотворительность и волонтерство.

О проблемах, которые выявил коронакризис

Проблем несколько. Недостаточный уровень развития инфраструктуры НКО — это, например, стало очевидно во время организации удаленной работы самих благотворительных организаций и онлайн-взаимодействия с благополучателями. У многих НКО нет долгосрочной стратегии развития, нет опыта и знаний в области кризисного менеджмента, недостаточно профессиональных компетенций (в том числе юридических и коммуникационных) у сотрудников.

О партнерствах

Фонд «Милосердие» как социальный партнер Группы НЛМК активно участвует в реализации программ помощи регионам присутствия компании: это помощь медицинским учреждениям, медикам и наиболее уязвимым слоям населения. При этом мы работаем вместе с администрациями городов и регионов присутствия компании (Липецкая, Белгородская, Свердловская, Калужская области, Алтайский край). А в акции помощи социально уязвимым слоям населения «Мы рядом» мы предоставили 25 тысяч продуктовых наборов при участии операторов корпоративного питания — ОМС, ООО «Ротекс».

Автор: Проект +1

Фото: Проект +1

Больше об экологии и устойчивом развитии читайте на + 1Платформе

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить полезные материалы!