Найти тему
Science & Future

«Лучшее, что может сделать правительство, — это уйти с дороги». Жесткая реакция Маска на отмену пуска Starship SN9. Что дальше?

Space X довольно часто приходится в лобовую сталкиваться с государственной бюрократической машиной, но такова уж судьба первопроходцев.

Так и в этот раз — всё было готово к «прыжку» Starship SN9, но Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) не дало итогового разрешения на этот полёт, что привело к серьёзному противостоянию SpaceX и государственного регулятора.

Сейчас в сети ходит информация о том, что «прыжок» Starship SN8 нарушил некоторые условия, зафиксированные в лицензии, выдаваемой FAA, а взрыв при посадке дополнительно спровоцировал начало «расследования происшествия», в котором сам взрыв играет далеко не основную роль. Так или иначе, теперь FAA намерено выдавать лицензии Space X только по результатам проведения дополнительных предстартовых процедур.

В своём заявлении агентство отмечает, что прекрасно осознаёт важность упрощения процедуры лицензирования для стимулирования роста и инноваций в коммерческой космической отрасли, но не намерено из-за этого ставить под угрозу общественную безопасность. Под «общественной безопасностью» понимаются не только жизни людей, но и сохранность имущества, находящегося вблизи стартовой площадки.

Да, сейчас процедура лицензирования довольно обременительна. Для реализации испытания Space X обязана убедить FAA в его безопасности, разослать предупреждения местным жителям, а на протяжении 48 часов перед полётом проводится проверка, по результатам которой и выдаётся разрешение. Судя по всему, сейчас ведётся процедура устранения выявленных несоответствий и пересмотра решения, которая займёт, как минимум, те самые 48 часов.

О выдаче лицензии мы узнаём только, если Space X раскрывает эту информацию, или в случае непосредственно осуществления пуска.

Не сто́ит винить FAA в чрезмерной неповоротливости — без жёсткого регулирования ракетно-космическая отрасль вряд ли могла бы существовать, а частная космонавтика вообще начала появляться совсем недавно буквально на наших глазах. К тому же FAA работает над упрощением процесса лицензирования, но на всё нужно время.

Правда, Маск немного не сдержался, отвечая на вопрос The Wall Street Journal о том, какой должна быть роль государства в регулировании инноваций, на что он ответил:

«В большинстве случаев лучшее, что может сделать правительство, — это просто уйти с дороги».
-2

Вообще-то, здо́рово, что у человека в его положении и возрасте по-прежнему имеется этот юношеский запал. Судя по всему, именно поэтому Маску удаётся столько всего делать.

Что ж, продолжаем ждать этого исторического пуска, тем более, что на стартовую площадку выкатили сразу и Starship SN10, из-за чего всемирная паутина тут же наполнилась самыми разнообразными слухами, вплоть до двойного пуска.

...FAA надменно хихикает в стороне...

Да и двигатели, судя по фото, на SN10 ещё не установлены, так что, для начала, будут проведены криоиспытания, после которых их и установят. Ну а выкатили его, видимо, на кураже от противостояния с регулятором, мол, «дальше у нас по плану испытания следующего прототипа, и мы не намерены ждать разрешений».

Сам Маск написал:

«Мы хотим открыть людям космос»

Фото прям будто из фильма какого-то о побеге людей с Земли:

-3

Я по-прежнему планирую провести трансляцию, так что следите за объявлениями здесь и в Telegram, а для этого не забудьте подписаться 🚀