С самого рождения малыша необходимо уделять максимум внимания его развитию. Общение взрослых с ребёнком, пение, чтение стихов, эмоции и потешки – благоприятно сказываются на стимуляции мозга, отвечающего за развитие речевого аппарата.
Первый год жизни ребенок учится понимать, упражняется в слуховом внимании, накапливает пассивный словарный запас. К двум годам начинается связь слов с конкретными ситуациями и предметами, стартует воспроизведение речи, которое стремительно набирает обороты через игру и взаимодействие.
Медики считают, что такое явление как задержка речевого развития, имеет в основном социальную причину, а именно — недостаточное общение ребёнка и родителя. Взрослые устают, много работают, современные семьи ведут более изолированную жизнь со всеми вытекающими последствиями. Повсеместное использование гаджетов, замещение бытовой активности мультиками, сюсюкание и коверкание слов – верные спутники ЗРР.
Залог полноценного развития речи малыша – красивая, эмоциональная и грамотная речь мамы с папой, а так же регулярный комплекс несложных процедур, который может сделать каждый родитель:
1. стимуляция конечностей, ежедневный беглый массаж рук и ног перед сном;
2. Игры на развитие мелкой моторики (мозаики, рисование, штриховка, сенсорные коробочки, лепка, наклейки, нанизывание бусинок и пр.);
3. логопедический массаж языка зубной щеткой дважды в день;
4. легкий массаж лица по классическим линиям, разработка артикуляционных мышц ротовой полости и мимики;
5. легкий массаж головы, ушей и, как советуют многие неврологи, попы;
6. разработка лёгких через дыхательные упражнения (задуваем свечки, дуем на бумажные кораблики, одуванчики, ветряные поделки, в дудочку, в воду через трубочку, перекатываем вату от предмета к предмету, надуваем мыльные пузыри и пр.);
7. пение, распевка гласных звуков и слогов как в музыкальных классах;
8. танцы и двигательная активность, снятие зажимов в теле;
9. употребление твердой пищи (морковь, яблоки и пр.);
10. чтение ритмичных стихов, тренировка памяти;
11. общение с ребенком в форме «вопрос — ответ». Как прошел день? Что тебя порадовало больше всего? Где ты сегодня был? Что удивило?;
12. общение со сверстниками, хорошо владеющими навыками воспроизведения речи;
13. чтение книг вслух, многократное повторение слов, комментирование своих действий.
Чувствуя своего ребенка и не мешая естественному ходу событий, родитель создает максимально комфортную атмосферу для развития своего малыша. За первыми словами, будут словосочетания, а затем уже и простые предложения. К трем годам ребенок умеет строить фразы, поддерживать разговор, отвечать на вопросы, формулировать свои мысли. Общение становится качественнее, насыщеннее и интереснее. Главная задача взрослых – поддержание естественного интереса ребенка к беседе, участие в его повествовании, поощрение попыток коммуникации и стимуляция к новым открытиям. Вера в своего ребенка и искренняя радость каждому его достижению – самые важные ингредиенты.