Салам, дорогие мои Шурави! Здравствуйте, уважаемые соотечественники!
В марте 1983 года наш 177 отряд специального назначения был передислоцирован из Рухи (Панджшер) в небольшой городок Гульбахор, расположенный недалеко от входа в Панджшерское ущелье. Ожесточенное противостояние с группировкой Ахмад шаха сменилось перемирием.
В связи с изменившейся обстановкой изменились и задачи отряда. Если в Панджшерском ущелье мы действовали в основном в горах, то теперь вели разведывательные действия большей частью в «зеленке» и кишлаках. Мы организовывали засады, вместе с «зелеными» участвовали в «зачистках», иногда приходилось штурмовать укрепленные дома.
Согласитесь, что бой в кишлаке или в «зеленке» все-таки требует иных навыков и умений, нежели бой в горах. Однако опыта таких «кишлачно-зеленых» действий мы не имели. Первый звоночек прозвенел, когда наша рота помогала батальону Царандоя проводить зачистку близлежащего кишлака.
Этот эпизод описан в моей статье «Афганская правда. Зачистка».
В результате потеряли Золотухина из 1 группы и ранило Приходьку, заместителя командира 3 группы.
Ситуацию надо было выправлять. Решили начать с общего собрания. Собрали роту в безопасном месте. В разведке так принято, что до принятия командиром решения все разведчики, независимо от званий и должностей, имеют слово. Предложили всем высказаться. Мнение разведчиков было единым. Хоть духи и понесли потери гораздо большие (по данным агентурной разведки), но по факту действовали мы неумело, потеряли одного 200, одного 300. Решили учиться тактическим действиям в кишлаке и зеленке. Это было важно. Теперь мы точно знали, что заставлять никого не надо, люди сами хотят заниматься боевой учебой, понимают, что от этого зависит жизнь.
Но тут в полный рост встала проблема отсутствия какой-либо учебной материально-технической базы тактической подготовки. Теорию командиры знали, но не на пальцах же объяснять, как действовать в бою. А время поджимало. Нас бросали за Саланг, под Баграм, в район Кабула, даже в рейд в далекие Газни. В таких условиях строить полноценный тактический городок с домами, садами, виноградниками не представлялось возможным. Решили ограничиться штурмовой полосой, максимально приближенной к условиям «зеленки» и кишлака. Содержание элементов обсудили на том же собрании, умельцы начертили план и дело пошло.
Это «чудо» военной учебно-методической мысли строил весь свободный личный состав в перерывах между боевыми действиями и наконец построил. Наша полоса сильно отличалась от стандартной полосы препятствий своими элементами, которые повторяли различные варианты местности в зеленке и кишлаке.
В целом полоса размещалась на участке в форме вытянутого прямоугольника. Этот прямоугольник был последовательно разбит на более мелкие участки. Как будто брусок нарезали кусками. Или, если так понятней, кусками нарезали палку колбасы.
На каждом отдельном участке было оборудовано учебное место. Заниматься можно было на каждом из них в отдельности и совершенно автономно от других.
Что из себя представляли учебные места? Перечислю последовательно начиная с самого первого с указанием их номеров.
Учебное место № 1. Каменистый участок.
Крупные камни врыты в землю на некотором расстоянии друг от друга. Обучаемый перепрыгивал с камня на камень, не касаясь земли.
Учебное место № 2. «Зеленка».
Отпиленные куски стволов деревьев врыты в землю, выкопаны небольшие канавы, выстроены маленькие стенки. Это имитация садов с сухими арыками и ограждением.
Обучаемый перемещался, последовательно меняя направление, занимая позиции за деревьями, в арыках и за стенками.
Учебное место № 3. Метание гранаты.
На рубеже метания гранаты оборудованы дерево, стенка и арык. Впереди – глинобитная стенка с «окнами» различных размеров. Имитация выхода из «зеленки» и подхода к кишлаку.
Обучаемый занимает позицию за деревом, стенкой или в сухом арыке и метает в «окна» несколько булыжников, похожих по размеру и весу на Ф-1.
Учебное место № 4. Переползание.
На вкопанных колышках во всех направлениях растянута проволока, закрывающая всю площадь участка.
Обучаемый переползает участок, прижимаясь к земле и не задевая проволоку.
На первом этапе подготовки разведчики осваивали полосу по элементам. Одновременно могли заниматься 8-10 человек. А больше и не получалось, так как мы несли дежурство в охранении. Менялись на учебных местах по команде руководителя занятия.
После нескольких занятий на учебных местах мы перешли ко второму этапу подготовки - преодолению полосы в комплексе. Причем обращалось внимание на качество действий. Время не засекали, нормативов не устанавливали. Разведчики не просто проходили препятствия, а имитировали ведение огня.
И наконец, когда все разведчики стали преодолевать полосу уверенно, наступил третий этап подготовки – преодоление полосы боевыми двойками или тройками. На этом этапе обучаемые действовали в составе группы из двух-трех бойцов. Когда один передвигался, другие его прикрывали огнем.
Создание такой полосы не требует каких-либо больших затрат. И учебные места определяются в зависимости от выполняемых задач.
Каждый командир обязан учить своих подчиненных. И учить тому, что конкретно необходимо в бою. Даже если при этом не совсем соблюдаются требования руководящих документов, которые были разработаны по опыту прошлых войн.
Но тут главное не перегнуть палку. Все методики проведения занятий прошлого актуальны и сейчас. Я веду речь только о конкретных упражнениях, которые должны непрерывно актуализироваться в зависимости от полученного боевого опыта.
Боевая учеба должна быть творческим процессом.
Если есть дополнения по теме у других Шурави, буду рад их услышать и дополнить статью.
Черный список.
К прочтению не рекомендуется. При обнаружении – заблокировать и пожаловаться.
1. ЖурналистЪ
2. Боевой барсук
Дорогие Шурави и мои уважаемые читатели, у меня просьба, если открыли мою статью, продержите ее хотя бы одну минуту.
Если статья вам понравилась, то:
1. Поставьте лайк.
2. Поделитесь статьей с другими социальными сетями.
Для этого надо нажать на значки Твиттера, Фейсбука, Одноклассников и ВКонтакте в самом конце статьи (внизу справа).
Тогда Дзен будет «крутить» в «ленте» мои статьи чаще, больше людей сможет ознакомиться с Афганской темой.
Полный перечень моих работ приведен в статье «Библиография Игоря Александрова» .
Все сведения из личного боевого опыта автора, все фотографии из открытых источников.