Саамские колдуны-нойды, умели усиливать и так мощную энергию этих камней и совершали ритуальные жертвоприношения.
В саамских сказках можно найти упоминания о том, что сейды строят духи вместе с чахкли.
Сейд (или "сейде", "сейте", "сайво" с саамского переводится как-"священный камень", для них-это покровитель, владыка рода, дающий промысловое счастье приносящему жертвы.
До XVI века, то есть до принятия христианства, саамы были язычниками. Они обожествляли деревья, животных, явления природы, горы. Видимо в особом почетании были камни-валуны. Им поклонялись не только по всей Лапландии, но и по всей тундровой зоне Евразии.
Саамы считали, что в камне-сейде обитает некое божество-покровитель их жилища, рыбной ловли, охоты. Жившие в тяжелейших природных условиях, они вымаливали у сейдов удачу, здоровье, помощь и защиту.