Найти тему
Топ-топ арт

Как передать в рисунке прозрачность предметов?

Всегда восхищает умение художника передать блеск металла, прозрачность стекла, воды. Завораживает и притягивает вот эта самая двоякость восприятия, когда ты, с одной стороны, понимаешь, что перед тобой просто плоский лист бумаги или холст, покрытые красками, а с другой стороны, зрение говорит, что это - прозрачный стакан с водой, или сверкающее серебро.

"Как они это делают?" - крутится в голове.

Михаил Врубель. Роза в стакане. 1904. Бумага на картоне, акварель
Михаил Врубель. Роза в стакане. 1904. Бумага на картоне, акварель

(Врубель. Идеальная хрустальная вода в стакане. А как всё кажется просто.

А Матисс - по технике совсем, вроде бы, детский рисунок, но, опять же, какая вода! Прозрачность убедительна, правда?)

Картина Анри Матисса «Красные рыбки»
Картина Анри Матисса «Красные рыбки»

А когда сам ты учишься рисунку и живописи, то эту цель - написать или нарисовать прозрачный предмет - ставить перед собой зачастую не решаешься, задача кажется невыполнимой, слишком сложной.

Думаю, не стоит робеть. Когда получается добиться успеха в своём рисунке - это особенное удовольствие для автора.

Подумаем, какие закономерности действуют при изображении в живописи прозрачных предметов.

Первая закономерность.

Очень слабая характеристика собственного цвета материала.

Точнее, чем прозрачнее предмет, тем слабее выражен его собственный цвет на изображении. Скорее он только оказывает влияние на те цвета, что находятся за предметом, слегка меняет их. Делает менее яркими, придает некоторый дополнительный оттенок. И за счет этого влияния зритель понимает, что фон загораживается прозрачным объектом.

Вторая закономерность.

Отсутствует явная светотень на прозрачном предмете.

То есть свет, полутень, тень и их границы на поверхности прозрачного предмета вы просто не различите. Гораздо сильнее и ярче будут отражения, рефлексы, видимые детали фона.

И третья закономерность.

Искажение очертаний фона и предметов, просвечивающих сквозь прозрачность.

В этом виновато преломление света, проходящего через материал, отличный от воздушной среды. Детали натуры, находящиеся за нашим просвечивающимся насквозь объектом, искривляются, следуя его очертаниям.

Вот, для иллюстрации перечисленных закономерностей, два фото прозрачной стеклянной кружки. Одна фотография сделана при рассеянном свете, а другая - при контрастном направленном освещении. Тем не менее, разница почти не видна на снимке. А видны все те особенности, которые перечислены выше:

Стеклянная чашка при рассеянном и направленном свете
Стеклянная чашка при рассеянном и направленном свете
  • собственный слегка зеленоватый оттенок кружки немного меняет просвечивающий цвет фона;
  • почти не читается светотень на кружке в обоих случаях;
  • отчетливо видно, как искривилась линия границы двух цветов фона, видная сквозь стекло.

Какие сделать выводы и какие советы можно сформулировать для художника, который хочет написать прозрачный предмет.

Нужно ли художнику изучать законы преломления и вычислять точную кривизну, которая должна получиться на изображении?

Мне кажется, что хорошо, если художник знает физику. Тогда он сможет достаточно убедительно передать прозрачность воды в стеклянном сосуде по представлению.

Но всё-таки главное в нашей нынешней задаче - натура. Я бы посоветовала именно в этом случае, когда ты пишешь прозрачный предмет (и, кстати, зеркально блестящий, полированный предмет тоже), сделаться на время, и именно на этом участке картины, рабом натуры.

Как действовать.

Для начала организуйте удобное рабочее место.

Кстати, я тут с удивлением обнаружила, что существует чрезвычайно удобный этюдник, который крепится на стандартный фотоштатив (см. по ссылке). Не нужно специально покупать мольберт с ножками.

Поставьте для себя натюрморт.

Лучше, если на стеклянной посудине, выбранной вами для этюда, не будет слишком много украшений и мелких рисунков. Пусть все характеристики прозрачности будут хорошо, без помех, видны.

Напишите этюд в любой технике.

Дотошно воспроизведите видные вам очертания рефлексов, отражений, бликов на прозрачном объекте. Пусть не во всех мельчайших деталях, это невозможно, а в основных очертаниях. Нарисуйте абстрактные пятна цвета, которые вы видите внутри силуэта предмета, с одной выбранной точки зрения. Потому что стоит вам чуть подвинуться, изменить угол зрения, как всё будет выглядеть по-другому.

Это тот случай, когда нужно буквально всё просто срисовать, включив в себе фотографическое восприятие этого призрачного кусочка натуры.

Если вам видно, как стебель цветка или ложечка в стакане "переламывается", "сдвигается", входя в воду - обязательно повторите это в работе.

Эффект преломления света
Эффект преломления света

Если есть выразительные яркие блики, постарайтесь их воспроизвести. Не все, а главные, и в нужном месте. Злоупотреблять бликами не стоит. Помните о рефлексах и отражениях, появляющихся на поверхности от окружающей предмет натуры.

Давайте напишем недолгий учебный этюд с натюрморта, где есть стеклянная ваза с водой.

Вот фото нашей постановки. Освещение контрастное, направленное слева.

Простой натюрморт со стеклянной вазой
Простой натюрморт со стеклянной вазой

Освещенность здесь хорошо прочитывается на яблоке, на сухом листе. Здесь видны свет, полутень, тень по форме. А вот на вазочке - только блики говорят о яркой лампе. И отблеск проходящего сквозь воду света, сияющий в падающей тени.

Так и будем писать. Акварелью.

Начинаем, как всегда, с компоновки.

Карандашный набросок
Карандашный набросок

Начнем с фона, оставим светящееся голубое пятнышко в тени.

Начало работы
Начало работы

Светотень по форме на яблоке, подмалевок на листе.

Основные цветовые пятна
Основные цветовые пятна

Приступаем к вазе. Зарезервируем белые участки для бликов.

Рисуем вазу с водой
Рисуем вазу с водой

Прописываем предметы, падающие тени и продолжаем срисовывать пятна внутри вазы. Внимательно наблюдаем за ними.

Пишем предметы и тени
Пишем предметы и тени

Необходимая детализация...

И вот кратковременный этюд закончен. Всё-таки что-то, напоминающее налитую в вазу воду, получилось. Хотя и некоторые ошибочки в рисунке можно найти. Это не страшно.

Этюд с прозрачной вазочкой, яблоком и сухим листом
Этюд с прозрачной вазочкой, яблоком и сухим листом

Обязательно пробуйте писать с натуры прозрачные предметы. Это очень интересно, и так приятно, когда что-то получается.

Вам успехов в творчестве!

Недавняя статья об отражениях здесь.

Статья "диктант по живописи", тема которой кажется мне интересной, по ссылке.

А раздел статей этого канала по методике учебного рисунка и живописи , его содержание, как и все содержание канала, можно посмотреть на моем сайте.