Есть в моей библиотеке замечательная книга «Эльвира Еропкина: фарфор, керамика». Составитель Михаил Тубли. Издательство «Алаборг», Санкт-Петербург, 2009 г. Издание представляет собой монографический альбом, посвящённый творчеству Эльвиры Игоревны Еропкиной, известного художника в области фарфора и керамики.
Книга включает очерк о жизни и творчестве художника, воспоминания друзей и коллег. Иллюстративная часть (426 иллюстраций) содержит фотографии из личного архива и показывает работы мастера, хранящиеся в государственных музеях и частных коллекциях. Я рассмотрю только Ленинградский период творчества Эльвиры Еропкиной.
Звезда Эльвиры Еропкиной сияла на небосклоне советского фарфора в 1970-1980-х гг. В 1967 г. Эльвира поступила в Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, получив ранее хорошую подготовку в студии Дома пионеров в Калуге.
В училище у неё были хорошие педагоги, главный художник Ломоносовского фарфорового завода (ЛФЗ) Владимир Городецкий, будучи членом дипломной комиссии отметил дипломную работу Еропкиной, обратив внимание на то, что её фарфоровый кофейный сервиз может быть поставлен на производство без всяких доработок.
После окончания училища в 1972 г. Эльвира пришла в художественную лабораторию ЛФЗ, получив возможность максимально проявить себя во всех сферах работы с фарфором, состояться как творческая личность с ярко выраженными индивидуальными возможностями.
Эльвира Еропкина проработала на ЛФЗ ведущим скульптором 20 лет (1972-1992). Выросшая в провинции, но сформировавшаяся как художник в Ленинграде она освоила монументальную и парковую скульптуру, архитектурный ландшафт, которые стали основой её творчества.
Также на пластику Еропкиной в части формирования скульптурного языка оказали влияние некоторые образцы японских фигурок «нецке». Созданные ею шахматы «Руслан и Людмила» вывели Эльвиру Еропкину в первый ряд мастеров русского фарфора.
В европейской традиции фарфоровая скульптура прочно связана с бытовым жанром, называемым «жанровой скульптурой». Утраченные на ЛФЗ в 60-х гг. традиции жанровой скульптуры возродились с творчеством Эльвиры Еропкиной. Первой её работой в жанре была «Встреча», сюжетом для которой послужила шутка, что владельцы собак обычно похожи на своих питомцев.
В её жанровых статуэтках мастерски просчитывается баланс белой и расписанной поверхности. Живопись обычно занимает менее трети поверхности фигурки. Но главное для Еропкиной стремление к поэтизации образа.
Сюжеты статуэток «Ветер» и «Белая ночь» являются жанровыми, но их пластическое решение перерастает понятие «жанра». Фигурами выражена поэзия характерных для Петербурга состояний, которые вынесены в названия этих скульптур.
Кроме статуэток «Встреча», «Ветер», «Белая ночь» в моей коллекции есть фигурка девочки на шаре из композиции Эльвиры Еропкиной «Цирк».
В 1988 г. Эльвира Еропкина проходила практику на Мейсенском фарфоровом заводе, благодаря этой поездке ей удалось окунуться в историю колыбели европейского фарфора.
Являясь ведущим скульптором ЛФЗ, Эльвира Еропкина выполняла и самые рутинные задания, такие как создание оригиналов деколей для широко тиражируемой посуды, а иногда и миниатюрной анималистики.
В 1993 г. Эльвира Еропкина переехала в Иерусалим, где арендовала студию и приобрела обжиговую печь. Используя свои сильные стороны лепку и рисунок занялась коммерческой деятельностью.
Эльвира Еропкина говорила о себе: «Я русский художник, живущий в Иерусалиме», и это было абсолютно точно.
Большинство авторских работ Эльвиры Еропкиной хранятся в Государственном Эрмитаже. Её работы есть и в Государственном музее истории России, музее декоративно-прикладного искусства «Кусково», много их и в частных коллекциях в разных странах.
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и делитесь своим мнением в комментариях.
Смотрите на моём канале:
Статуэтка «Камилла», присланная из США, поразила меня своей историей
Эту фигурку подарила мне коллега в 2012 году, с неё началась моя рижская коллекция