У военного боевика «Подольские курсанты» генпродюсера Игоря Угольникова есть масса очевидных достоинств: идейных, технических, творческих. Есть и проблемы, одна из которых – в слове «боевик».
В этом тексте отмечу мелкие минусы и большие плюсы фильма, сделавшего приличный шаг в сторону советского качества.
Почти как «Брестская крепость»
Сначала – о хорошем. Еще в «Брестской крепости» (2010) Угольников обозначил свой подход: ближе к советской стилистике; избегать модного в современной России очернительства СССР; создавать масштабное и зрелищное полотно с вниманием к деталям (костюмам, интерьерам, технике), не отказываться от современных технологий; делать мейнстрим с несколько смягченным сюжетом и разумной «блокбастерностью».
Зритель подход продюсера принял. «Брестская крепость» получила невероятно высокий для постсоветского военного кино рейтинг и сейчас занимает достойное 199 место в топ-250 Кинопоиска. Это справедливо.
«Подольские курсанты» сделаны так же. И уже имеют довольно высокий рейтинг в 7,2. Это означает, что зритель кино принял с благодарностью.
Это технологически серьезная постановка. Кстати, в ней участвовал Музей военной техники УГМК (рядом с Екатеринбургом), что точно знак качества, «Подольские курсанты» в этой части достовернее многих западных лент. Угольников серьезен и в показе креплений Ильинского рубежа, который строил его дед (есть и персонаж, возможно, похожий).
Много мощных батальных сцен, одна из них (налет на деревню) прямо отсылает к фильму «Они сражались за Родину» (который наверняка смотрел Коппола, готовя атаку вертолетов в «Апокалипсис сегодня)».
Фильм не выглядит лубком, тут не говорят прибаутками и метафорами, чем грешит российское кино. Часть героев взята из документов. Нет пьяных и глупых генералов, нет негодяев в фуражках НКВД, без которых почти не обходятся фильмы с поддержкой Фонда Кино (финансирование антисоветской пропаганды из бюджета в России работает как конвейер).
Тут есть подвиг, драма, боль расставаний и потерь. Есть достойная игра актеров, и серьезные диалоги, которые невредно послушать журналистам телеканала «Дождь», чтобы хоть на уровне советского школьника понимать значение Великой Отечественной войны для нашего народа.
Есть только пара вопросов
А теперь – о спорных моментах, слегка мешающих этому фильму. Во-первых, актеры. 29-летние и 30-летние (выбор на главные роли брутальных мужиков сильнее добавляет возраст) играют курсантов, которым еще не исполнилось 20, и это не красит фильм.
Главная же проблема в том, что фильм хочет быть и серьезной драмой (как уже сказал, местами это удается), и мейнстрим-блокбастером для подростков. Последнее – ошибка, вряд ли стоит смешивать историю гибели 2,5 тысячи курсантов на Ильинском рубеже с авантюрами в стиле Джона Ву (который в «Переправе» еще и косит под Михалкова).
Часть проблем можно решить монтажом: вырезать некоторые эпизоды и кадры. Эксцентричная встреча армии со своими диверсантами, больше подходящая для приключенческого кино, такое же похищение языка героем Сергея Безрукова (играет он тут классно). Попадание из пушки в ствол танка в обстоятельствах, похожих на комикс – тоже избыток.
Это и еще по мелочи я бы почистил. Может, фильм бы вышел короче минут на 5-10 (при длительности в 2 часа 10 минут это не проблема), зато сразу бы стал серьезнее. Избавился бы от местами авантюрного экшна, смеси «Перл Харбор» (кстати, тут даже любовный треугольник похожий) и «38-я параллель» (Южная Корея) в пользу более серьезной военной драмы.
Конечно, эти придирки касаются отдельных моментов в большом хронометраже, да и драмы тут так много, что местами – до слез. Можно и не придираться, но почему не хотеть еще большего от тех, кто уже может?
Мы имеем хорошо стилизованный под кино СССР и во многом родной ему фильм. Жаль, что отдельные излишества (которых можно было избежать, да еще и деньги сэкономить) ослабили в целом сильную картину. Но приличных оценок она все-таки заслуживает.
Почему фильм «Ржев» лучше книги «Искупить кровью»
Холокост, концлагерь. Один из сильнейших фильмов сделан в России