Найти тему
Кинокружок Курилова

«Подольские курсанты» – техничный фильм с советской честью, но с манерами Джона Ву

Оглавление
Будет несколько мелодрам. Но это не «Перл Харбор», тут все жестче. 
Кадр из к/ф «Подольские курсанты».
Будет несколько мелодрам. Но это не «Перл Харбор», тут все жестче. Кадр из к/ф «Подольские курсанты».

У военного боевика «Подольские курсанты» генпродюсера Игоря Угольникова есть масса очевидных достоинств: идейных, технических, творческих. Есть и проблемы, одна из которых в слове «боевик».
В этом тексте отмечу мелкие минусы и большие плюсы фильма, сделавшего приличный шаг в сторону советского качества.

Почти как «Брестская крепость»

Сначала – о хорошем. Еще в «Брестской крепости» (2010) Угольников обозначил свой подход: ближе к советской стилистике; избегать модного в современной России очернительства СССР; создавать масштабное и зрелищное полотно с вниманием к деталям (костюмам, интерьерам, технике), не отказываться от современных технологий; делать мейнстрим с несколько смягченным сюжетом и разумной «блокбастерностью».

Актеры молодцы, но могли быть помладше. Кадр из к/ф «Подольские курсанты».
Актеры молодцы, но могли быть помладше. Кадр из к/ф «Подольские курсанты».

Зритель подход продюсера принял. «Брестская крепость» получила невероятно высокий для постсоветского военного кино рейтинг и сейчас занимает достойное 199 место в топ-250 Кинопоиска. Это справедливо.

«Подольские курсанты» сделаны так же. И уже имеют довольно высокий рейтинг в 7,2. Это означает, что зритель кино принял с благодарностью.

Это технологически серьезная постановка. Кстати, в ней участвовал
Музей военной техники УГМК (рядом с Екатеринбургом), что точно знак качества, «Подольские курсанты» в этой части достовернее многих западных лент. Угольников серьезен и в показе креплений Ильинского рубежа, который строил его дед (есть и персонаж, возможно, похожий).

Трезвое и адекватное командование, в т.ч. НКВД. Кадр из к/ф «Подольские курсанты».
Трезвое и адекватное командование, в т.ч. НКВД. Кадр из к/ф «Подольские курсанты».

Много мощных батальных сцен, одна из них (налет на деревню) прямо отсылает к фильму «Они сражались за Родину» (который наверняка смотрел Коппола, готовя атаку вертолетов в «Апокалипсис сегодня)».

Фильм не выглядит лубком, тут не говорят прибаутками и метафорами, чем грешит российское кино. Часть героев взята из документов. Нет пьяных и глупых генералов, нет негодяев в фуражках НКВД, без которых почти не обходятся фильмы с поддержкой Фонда Кино (финансирование антисоветской пропаганды из бюджета в России работает как конвейер).

Хорошо, когда танк музейный, а не стопка бутафорских коробок на колесах. 
Кадр из к/ф «Подольские курсанты».
Хорошо, когда танк музейный, а не стопка бутафорских коробок на колесах. Кадр из к/ф «Подольские курсанты».

Тут есть подвиг, драма, боль расставаний и потерь. Есть достойная игра актеров, и серьезные диалоги, которые невредно послушать журналистам телеканала «Дождь», чтобы хоть на уровне советского школьника понимать значение Великой Отечественной войны для нашего народа.

Есть только пара вопросов

А теперь – о спорных моментах, слегка мешающих этому фильму. Во-первых, актеры. 29-летние и 30-летние (выбор на главные роли брутальных мужиков сильнее добавляет возраст) играют курсантов, которым еще не исполнилось 20, и это не красит фильм.

Классно, когда техника в одном кадре разная. Кадр из к/ф «Подольские курсанты».
Классно, когда техника в одном кадре разная. Кадр из к/ф «Подольские курсанты».

Главная же проблема в том, что фильм хочет быть и серьезной драмой (как уже сказал, местами это удается), и мейнстрим-блокбастером для подростков. Последнее – ошибка, вряд ли стоит смешивать историю гибели 2,5 тысячи курсантов на Ильинском рубеже с авантюрами в стиле Джона Ву (который в «Переправе» еще и косит под Михалкова).

Часть проблем можно решить монтажом: вырезать некоторые эпизоды и кадры. Эксцентричная встреча армии со своими диверсантами, больше подходящая для приключенческого кино, такое же похищение языка героем
Сергея Безрукова (играет он тут классно). Попадание из пушки в ствол танка в обстоятельствах, похожих на комикс – тоже избыток.

Есть ряд окопных сцен шолоховского уровня. Кадр из к/ф «Подольские курсанты».
Есть ряд окопных сцен шолоховского уровня. Кадр из к/ф «Подольские курсанты».

Это и еще по мелочи я бы почистил. Может, фильм бы вышел короче минут на 5-10 (при длительности в 2 часа 10 минут это не проблема), зато сразу бы стал серьезнее. Избавился бы от местами авантюрного экшна, смеси «Перл Харбор» (кстати, тут даже любовный треугольник похожий) и «38-я параллель» (Южная Корея) в пользу более серьезной военной драмы.

Конечно, эти придирки касаются отдельных моментов в большом хронометраже, да и драмы тут так много, что местами – до слез. Можно и не придираться, но почему не хотеть еще большего от тех, кто уже может?

Это не простенькая стрельба в чистом поле. Тут серьезная работа не только в части показа армии, но и в подготовке натуры. Кадр из к/ф «Подольские курсанты».
Это не простенькая стрельба в чистом поле. Тут серьезная работа не только в части показа армии, но и в подготовке натуры. Кадр из к/ф «Подольские курсанты».

Мы имеем хорошо стилизованный под кино СССР и во многом родной ему фильм. Жаль, что отдельные излишества (которых можно было избежать, да еще и деньги сэкономить) ослабили в целом сильную картину. Но приличных оценок она все-таки заслуживает.
Почему фильм «Ржев» лучше книги «Искупить кровью» Холокост, концлагерь. Один из сильнейших фильмов сделан в России