У верлибра в нашем неспокойном 21 веке неоднозначное положение. С одной стороны, есть небольшая часть "прогрессивных" поэтов и ценителей, которые считают, что верлибр - наше будущее, единственно возможное, и вся остальная поэзия жуткая пошлость. И есть преобладающая часть поэтов и читателей, которые бескомпромиссно заявляют "стихи без рифмы - не стихи", лишая поэтического звания не только верлибры, но и белые стихи.
Я не приписываю себя ни к первой категории людей, ни ко второй. Хотя бы потому, что все эти люди заблуждаются, считая верлибр новейшим изобретением. Просто кто-то отчаянно рвётся к "прогрессу", а кто-то так же отчаянно пытается вернуть "как было". А есть ли смысл в подобном противостоянии? Наверное, есть. Но не для поэзии - точно.
Итак, верлибр, великий и ужасный. В переводе с французского это - "свободный стих", в нём отсутствуют какие-либо рамки, налагаемые на поэтическое произведение. Ни рифмы, ни единого ритма в верлибре нет.
А что же делает верлибр поэтическим произведением? - спросите вы. Я отвечу - то же, что делает женщину с короткими волосами и в брюках женщиной. То есть его содержание.
Некоторые современные поэты воспринимают верлибр как простой выход в поэзию. Можно забыть обо всех ограничениях и считаться при этом очень прогрессивным. Такие поэты порождают бесчисленный поток однотипных, абсолютно пустых стихотворений, из которых вы можете узнать, как лирический герой сходил в магазин или помыл посуду. То есть они вкладывают в стихотворение, которое и так обладает почти прозаической формой, такой же прозаический смысл. И верлибр воспринимается как проза, только по какой-то чудной прихоти разбитая на строки.
Как мне кажется, верлибр - очень хороший жанр, когда надо выразить мысль, поэтичную по своей сути. То есть непоэтичная форма верлибра должна оправдываться либо очень поэтичным содержанием, либо очень поэтичным языком.
Люди, заявляющие, что стихи без рифмы не стихи, забывают, что вообще-то и с рифмой не всегда стихи. И я не говорю о плохой поэзии (зачем о ней говорить), поэмы и баллады, известные многим из нас с пелёнок, не относятся к поэзии - это лиро-эпические жанры. И вопрос классификации здесь решается очень просто: в лиро-эпическом жанре автор использует поэтические инструменты, но выражает ими прозаическую мысль. У него есть все элементы прозы: герой, сюжет, психологизм, пейзажи и портреты. Неслучайно Пушкин назвал своего "Евгения Онегина" даже не поэмой, а романом в стихах. Он считал его содержание слишком прозаичным даже для поэмы.
Тогда что же происходит с верлибром? Там всё наоборот. Он имеет все признаки стихотворения, но автор не использует поэтические инструменты. А кроме рифмы и ритма поэзию отличает "плотность". Способность в немногих словах выразить многое. Многоплановость. Очень ярко, но неоднозначно выраженная идея. Метафоричность, наконец. Этого достаточно, чтобы назвать произведение, написанное без рифмы, стихотворением. Но мне кажется, что именно в верлибре, свободном от всех формальных условностей, этой поэтичности смысла или языка должно быть больше.
И напоследок - перевод Викентия Вересаева очень несовременной и очень поэтичной Сапфо:
***
Приди, Киприда,
В чащи золотые, рукою щедрой
Пировой гостям разливая нектар,
Смешанный тонко.
По-моему, самый настоящий верлибр.
А вот несколько современных верлибров, которые я считаю хорошими.
Надеюсь, авторы не обидятся)