Производитель самолетов Airbus объявил, что рассматривает три концептуальных самолета, каждый из которых будет в основном работать на водороде. В коммерческую эксплуатацию они могут поступить уже к 2035 году.
Многие исследователи любят водород. Во-первых, он невероятно энергоемкий - больше, чем реактивное топливо, и гораздо больше, чем современные аккумуляторные технологии. Его также много, и он чисто горит, не выделяя углекислый газ или окись углерода.
Но есть технические и логистические проблемы, которые необходимо решить.
Например, топливо чрезвычайно легко воспламеняется, и для его применения требуется совершенно новый дизайн самолета. Водород — это газ при комнатной температуре, поэтому для хранения топлива в виде жидкости, занимающей меньше места, водородные баки должны быть более прочными и работать под высоким давлением, чем те, в которых хранится традиционное реактивное топливо. Такие баки были бы слишком тяжелыми, чтобы поместиться в крыльях самолета, где сейчас хранится авиакеросин.
Отсутствие инфраструктуры тоже является серьезной задачей. В отличие от авиакеросина, в аэропортах нет установленных трубопроводов или объектов, где могли бы заправляться самолеты. Создание такой инфраструктуры будет дорогостоящим и, вероятно, потребует поддержки со стороны правительств и отраслевых игроков по всему миру.
Однако компания Universal Hydrogen Co . считает не обязательным создание дорогостоящей инфраструктуры. Компания планирует открыть штаб-квартиру в Лос-Анджелесе, для дальнейшей разработки капсульной технологии, со схожей бизнес-моделью компаний, производящих напитки в капсулах Keurig или Nespresso. Что позволит отгружать сжиженный или газообразный водород с использованием существующей системы грузовых перевозок.
Согласно одной из концепций Airbus , самолет с турбовентиляторным двигателем будет работать на водородном топливе и сможет перевозить от 120 до 200 пассажиров на расстояние более 2300 миль. Другая концепция, это полеты на короткие расстояния, используя турбовинтовой двигатель, работающий на водороде.
В разработку водородного самолета требуются значительные инвестиции. Большая часть которых придется на изменение в двигателях. Airbus планирует потратить следующие пять лет на развитие технологий, прежде чем перейти на этап проектирования и производства.
Также Airbus изучает потенциальные выбросы от сжигания водорода. Которое в любом случае незначительно в сравнении с объемом выбросов обычного реактивного топлива.
Водород - лишь один из вариантов, который рассматривает Airbus. Компания рассматривает и гибридные водородно-электрические самолеты, и полностью электрические самолеты. Однако и здесь существует ряд проблем.
Пока эти виды топлива разрабатываются, авиакомпаниям придется решить, будут ли они их применять. В конце концов, многие переживают резкую потерю доходов из-за пандемии, а покупка новых самолетов - дорогое удовольствие, особенно если у авиакомпаний есть старые самолеты на хранении.
В долгосрочной перспективе экологичность топлива и сокращение выбросов парниковых газов будет интересна авиакомпаниям, только в случае если она будет положительно коррелировать с прибылью компании. И это еще одна задача, которую необходимо будет решать всем заинтересованным сторонам.