Найти в Дзене
Илья Технологичный

Почему Россия отстает в научной гонке

Реформа Российской академии наук не пользуется популярностью у ученых. Особенно в Сибири.
Сибирское отделение Российской академии наук было основано в мае 1957 года. Новый научный центр на востоке страны задумывался как противовес Москве и Ленинграду (Санкт-Петербург). Необходимы фундаментальные и прикладные исследования, ближе к Сибирскому региону, потому что там развитие идет быстрыми
Оглавление

Реформа Российской академии наук не пользуется популярностью у ученых. Особенно в Сибири.

Сибирское отделение Российской академии наук было основано в мае 1957 года. Новый научный центр на востоке страны задумывался как противовес Москве и Ленинграду (Санкт-Петербург). Необходимы фундаментальные и прикладные исследования, ближе к Сибирскому региону, потому что там развитие идет быстрыми темпами: строятся гидроэлектростанции на реках Обь, Енисей и Ангара; нефть и уголь добывались в Западной Сибири.

Сибирское отделение Российской академии наук было основано в мае 1957 года. Новый научный центр на востоке страны задумывался как противовес Москве и Ленинграду (Санкт-Петербургу). Необходимы фундаментальные и прикладные исследования, ближе к Сибирскому региону, потому что там развитие идет быстрыми темпами: строятся гидроэлектростанции на реках Обь, Енисей и Ангара; нефть и уголь добывались в Западной Сибири. Это был разгар холодной войны, поэтому было сочтено целесообразным держать часть научного потенциала подальше от столиц; в случае «горячей» войны они неизбежно стали бы целью ядерной атаки. Тогда же рядом с новыми учреждениями был создан Новосибирский университет: студентов должны были обучать лучшие ученые,

Вид с воздуха на Ахадемгородок в Новосибирске. Изображение CC: Эля
Вид с воздуха на Ахадемгородок в Новосибирске. Изображение CC: Эля

В Сибири уже были институты Российской академии наук, но специально для нового научного центра под Новосибирском был построен так называемый «Академгородок». Здесь размещалось более половины исследовательских организаций, создавались особые условия для привлечения видных ученых: приглашенным академикам предоставлялись университетские коттеджи, а другие селились поблизости в домах в лесу. Ботанический сад был перенесен сюда из большого города и благоустроен специалистами. Сегодня Академгородок сильно отличается от промышленного Новосибирска. Неслучайно цены на недвижимость здесь значительно выше.

В Сибирском отделении РАН от Тюмени до Якутска работало около 30 тысяч человек.

К середине 2013 года в Сибирском отделении Российской академии наук (СО РАН) работало около 30 000 человек не только в Новосибирске, но и на всем пути от Тюмени до Якутска. Сравнения в мире науки непростые, но по международным стандартам результаты были замечательными:

• Сотрудники Института ядерной физики им. Будкера были среди первооткрывателей бозона Хиггса на Большом адронном коллайдере, для запуска которого Институт Будкера поставил сложное оборудование стоимостью более 200 млн евро.

• Обнаружение человеческих останков в Денисовской пещере в Алтайском крае экспедицией Института археологии и этнографии и последующее сотрудничество с немецкими палеогенетиками из лаборатории Сванте Пяабо привело к сенсационному выводу о другом предке современного человека, Homo Denisovan. Жившие на Земле во времена неандертальцев 40-35 тысяч лет назад. Статьи сибирских ученых и ссылки на них были опубликованы в науке,, природе и других авторитетных международных журналах.

• Открытие геологами СО РАН нефтегазовых месторождений в Арктике и Восточной Сибири имело огромное значение для экономики России. Инженерно-технологические разработки теоретических проектов, разработанных Сибирским филиалом, обеспечивали фирмы, специализирующиеся на новых технологиях, для которых в Академгородке был построен специальный «Технопарк». Оборот компаний-резидентов Технопарка за 2012 год составил около 14 млрд рублей, что близко ко всему бюджету СО РАН. Особенно быстро развиваются IT-технологии и услуги как внутри Технопарка, так и за его пределами. Одна из программных компаний там выросла с 13 до 130 человек за год.

ФАСО и реформы

Правительство России представило законопроект о реформировании Российской академии наук 27 июня 2013 года. Это не только объединяет его с академиями медицины и сельского хозяйства, но и переводит более 1000 научно-исследовательских институтов и инфраструктурных организаций (от электростанций к питомникам) в новая структура управления - Федеральное агентство научных организаций (ФАНО).

Митинг против реформы РАН прошел у подножия памятника академику Коптюгу. Изображение (в) Юлия Позднякова.
Митинг против реформы РАН прошел у подножия памятника академику Коптюгу. Изображение (в) Юлия Позднякова.

Реформы проводились с невероятной скоростью: всего через полгода с момента появления законопроекта институты были переведены из РАН в ФАСО. Сибирские ученые выразили протест (особенно против первого законопроекта, который предусматривал ликвидацию бывшей Академии); Молодые ученые Академгородка устраивали флешмобы: люди собирались на проспекте Лаврентьева в лабораторных халатах и ​​стояли спиной к дороге, молча выступая против неугодных реформ. На митинги протеста собрались жители всех возрастов, в том числе у памятника академику Валентину Коптюгу, главе Сибирского отделения в тяжелые 90-е годы, сумевшему его спасти.

«Нас сбили при взлете!»

Тем не менее реформы были реализованы: ведущие ученые не имеют возможности открыто критиковать федеральные власти (потому что, в основном, исследования финансируются из государственного бюджета), хотя они скептически относятся к изменениям. Председатель СО РАН, академик Александр Асеев на встрече с главой ФАСО Михаилом Котюковым заявил: «Нас сбили при взлете!» Он показал, как за последние пять лет все показатели деятельности Сибирского отделения движутся в положительную сторону: увеличилось бюджетное и контрактное финансирование, увеличилось количество научных публикаций, строительство жилья и спецтехники.

Заместитель Асеева, академик Николай Похиленко, возглавляет успешный Институт геологии и минералогии, поэтому видит реформу с двух точек зрения: «Непонятно, как мы будем координировать взаимодействие разных институтов в разных направлениях. Например, по одному проекту мы работали с Институтом неорганической химии; по другому мы работали с Институтом физики полупроводников. Трудно представить себе какое-либо сотрудничество по одному проекту, потому что система интегрированных проектов в FASO еще не сформирована; а гранты выделяются только одной организации ».

«Для чего на самом деле были реформы, не очень понятно, - поясняет академик Похиленко. «Они могли быть с целью отделения научной работы от деловой, но только время покажет, насколько это будет эффективно. Если честно, сейчас я не испытываю особой эйфории по этому поводу. Конечно, год назад все казалось намного мрачнее. Некоторые из нас ожидали полного коллапса РАН, хотя на самом деле сценарий был более мягким. Поэтому я не хочу сказать, что FASO пытается убить Академию. Руководители и специалисты FASO делают все возможное для решения многих текущих и возникающих проблем. Но у них также связаны руки ».

Академгородок

Будущее Академгородка как компактного и комфортного центра науки, образования и инноваций висит на волоске. Проект федерального закона о будущем подобных городов был внесен в Госдуму, но отправлен на доработку разработчикам. Эксперты считают, что за ним не было достаточно сильного политического лобби, в отличие от законопроекта о реформировании РАН. Между тем, академик Николай Ляхов, директор Института химии твердого тела и механохимии, а также депутат местного собрания Новосибирска, констатировал очевидные разногласия: «СО РАН утратило функцию главного работодателя города. До 2014 года она была мажоритарной заинтересованной стороной: бизнесмены понимали, что государственными делами занимается администрация муниципального района; все, что связано с вопросами администрирования или инфраструктуры, передавалось в Сибирское отделение. Только один руководитель может гарантировать целостность Академгородка и его сохранность ».

Николай Похиленко выступает на Технопром-2014. Image (c) Юлия Позднякова.
Николай Похиленко выступает на Технопром-2014. Image (c) Юлия Позднякова.

Николай Ляхов поясняет, что изменения, связанные с реформой РАН, уже вызвали проблемы:

«Недавно ключи от университетского жилья были розданы как сотрудникам институтов, находящихся в ведении ФАСО, так и сотрудникам, непосредственно работающим в Сибирском отделении. РАН. Помещение приобретено на средства СО РАН, выделенные по специальной программе, и находится в ведении СО РАН (точнее, его оперативном управлении, как и в случае с другим федеральным имуществом). И что случилось? Мы получили письмо от одного из заместителей руководителя ФАСО Алексея Медведева, в котором было написано крупно, что «… действующее законодательство не предусматривает, что сотрудники организаций ФАСО подписывают договоры аренды жилья в университете». Эта проблема касается как хостелов, так и коттеджей: За ними отвечает СО РАН, но теперь в них живут сотрудники институтов, находящихся в ведении ФАСО. Это окажет серьезное влияние на жилищную цепочку, в которой, например, человек переезжает в служебное помещение, освобождая комнату в общежитии для более молодого коллеги. По большому счету эти искусственные преграды - результат непродуманной реформы Академии наук ».
«Эти искусственные препятствия - результат непродуманной реформы Академии наук». Сибирские ученые не только критикуют реформы и указывают на их негативные последствия. Они ищут способы приспособиться к новым обстоятельствам, чтобы академические институты работали эффективно; и не дать Академгородку, по словам Ляхова, просто «раствориться» в городе с населением в полмиллиона человек. Он считает, что необходимо заключить соглашение как минимум между ФАСО (головным офисом или местным отделением в зависимости от их полномочий), СО РАН и мэрией Новосибирска, возможно, с участием Новосибирского государственного университета и Технопарк. Целью этого многостороннего инструмента будет создание управляющей компании федерального уровня для научного центра. ' Уникальное место требует уникальных решений », - говорит Ляхов. «Не все организации Академгородка могут оказаться частью этой структуры (например, частные компании), но она займет важное место в качестве лидера, который на протяжении пятидесяти лет принадлежал Сибирскому отделению».

Шестая волна инноваций

Сегодня большинство новых организационных инициатив берут за отправную точку тот факт, что изменения необратимы: академики (и их сибирские отделения) по-прежнему вместе, но финансы и имущество институтов контролируются ФАСО. На общем собрании СО РАН в июне 2014 года академик Асеев предложил сократить бюрократические процедуры за счет организации единого операционного (сервисного) центра, чтобы избежать дублирования между РАН и ФАСО, выполняющими однотипную работу: финансовые услуги и бухгалтерский учет, человеческие ресурсы. менеджмент, экономическое и юридическое сопровождение и т. д.

«Этот операционный центр принесет значительные выгоды и преимущества, обеспечит новый уровень прозрачности государственных расходов в области науки и позволит сэкономить до 20% бюджета», - говорит Асеев. «Это позволит быстро внедрять решения государственного управления во всех учреждениях, находящихся под его юрисдикцией».

Этим летом в Новосибирске прошел большой форум «Технопром-2014». В нем приняли участие вице-премьеры Ольга Голодец и Дмитрий Рогозин. Главной темой обсуждения был переход России к шестой волне инноваций, а также необходимость ускорения импортозамещения высокотехнологичных товаров в условиях усиления санкций со стороны Запада. Голодец активно продвигал законопроект о реформе РАН; Рогозин, несмотря на всю его националистическую риторику, считается сдержанным критиком. За кулисами Технопрома влиятельный представитель Академии наук (пожелавший остаться неназванным) сказал мне: «Вам просто не повезло; если бы Майдан на Украине и все волнения произошли всего за год до этого, никто бы даже не мечтал о какой-либо реформе РАН ».

Но история не понимает условности. Реформа Российской академии наук произошла; а сибирские ученые, от академиков до студентов, смотрят на свои перспективы в сложной новой реальности. Какие перспективы есть у Новосибирского Академгородка в будущем; и какое будущее у российских ученых?

На Технопром 2014 российским ученым задали вопрос:

«Что бы произошло, если бы графен был изобретен в Новосибирске в июне 2014 года?» Опрос участников выявил:

  • 47% считали, что открытие потеряно в бюрократической переписке;
  • 41% думали, что открывшие его ученые быстро прославились и переехали в Манчестер;
  • 12% считали, что развитие этой новой отрасли в России начнется быстро.