Зима в этом году удивляет – на дворе январь, а днём столбик термометра держится выше нулевой отметки. Вроде бы ничего страшного: снега достаточно, земля влагой напитается, заодно в саду хорошо перезимуют и мои саженцы-южане – персик, гранаты, инжир. Но буквально пару недель назад в течение нескольких дней лопату из рук не выпускал – мели метели, заметая дорожки.
Отец рассказывал, как он однажды попал в снежный плен.
Надумала мать съездить в Сибирь навестить дочь и младшую сестру. Наступила дата отъезда, поезд отходит поздним вечером. Загодя сели в машину, поехали на станцию за 30 км от деревни. На всём протяжении пути дорога асфальтированная, местные дорожники следят за ней круглый год. Доехали быстро. Сидят, ждут поезда – он тут проходящий, время стоянки буквально считанные минуты. Поэтому всегда приезжали заранее примерно за полчаса – лучше подождать на месте, чем опоздать.
Совсем стемнело. Хмурое небо спрятало за собой луну и звёзды, привокзальная площадь и центральная улица провинциального городка освещались жёлтым светом фонарей.
Сначала пошёл снежок, подул лёгкий ветерок. Затем порывы ветра усилились, по дороге побежала позёмка и вскоре разразилась сильная метель. Отец заволновался – как-никак возраст уже немолодой, по безлюдной трассе до деревни ехать далеко. Тут из динамика раздался голос диспетчера, известив о прибытии поезда. Взяв вещи, направились на перрон. Сквозь снежную круговерть пробивался луч прожектора приближающегося локомотива...
Поезд стоял не долго. Как только все пассажиры поднялись в вагоны, состав плавно тронулся и, быстро набирая скорость, покатил вдаль и вскоре габаритные огни последнего вагона скрылись в пелене снежной бури. Отцу пора возвращаться. На душе недоброе предчувствие. Повернув ключ в замке зажигания, машина завелась с пол-оборота. Послушный рокот двигателя вселял надежду на благополучный исход поездки. Но это всего лишь надежда...
На выезде из освещённого городка завернул на АЗС, заправился до полного бака. А дальше – власть темноты. Лишь свет фар автомобиля вырывал из мрака несколько метров дороги перед собой и «терялся» в круговерти снежной вьюги. Трасса проходила меж сельскохозяйственных полей, благодаря невысокой насыпи снег сдувался с асфальтированного полотна, нисколько не препятствуя движению. Это успокоило отца и приободрило, тем не менее ехал он тихо, спешить особо некуда. Ни в попутном, ни во встречном направлениях никого не было, похоже, что в ненастье отец оказался один на дороге. Пусть даже так, всё равно расстояние до дома с каждой минутой уверенно сокращалось.
Примерно на середине пути рельеф местности «ломается», образуя неглубокую ложбину. Недоброе предчувствие вновь охватило отца – тут дорогу вполне может перемести. Впрочем, трасса здесь прямая, поворотов нет – можно и газку поддать, чтобы на скорости проскочить проблемный участок. Отец неторопливо придавил педаль акселератора, стрелка спидометра оживилась и отклонилась в сторону более высоких чисел. Как и ожидалось, асфальт скрылся под слоем снега и лишь редкие кустарники по обочинам выдавали направление дороги. Колёса «споткнулись» о снежный занос, отец резко утопил газ в пол. В первый момент машина рванула вперёд, но снег становился всё глубже и глубже, мотор стал терять обороты. Быстро переключился на третью передачу, потом на вторую, первую и... машина встала.
Шины задних колёс беспомощно визжали по холодному асфальту, но все попытки сдвинуть машину с места были тщетны. Передние колёса уже не могли пробить колею вперёд, назад автомобиль также не хотел ехать. Ну что ж, приехал. Ночь, поле, метель и одинокий путник, волею судьбы застрявший здесь на неопределённое время. Теперь наверняка придётся сидеть в снежном плену до утра, пока не стихнет вьюга и не выедут дорожники расчищать трассу. Благо, бензина много и можно будет периодически заводить мотор, чтобы прогреть салон. Отец смирился с участью пленника Снежной Королевы и приготовился коротать ночь в автомобиле. Заглушил двигатель, заодно выключил свет, чтобы зря не расходовать энергию аккумулятора.
Метель стала стихать, порывы ветра заметно ослабли. Временами становилось совсем тихо – романтика!.. Чёрт бы её не видал, эту романтику. Надо в багажник положить лопату. Эх, как раньше не догадался этого сделать?
В зеркале заднего вида вдруг мелькнул свет. Отец включил габаритные огни, выглянул из машины (заднее стекло запорошено снегом) и сердце радостно заколотилось – сюда едет колонна машин! Есть надежда, что помогут вытащить машину на голый асфальт.
Завидев впереди красные огни застрявшего автомобиля, колонна остановилась поодаль, не рискуя сходу лезть в снег. Из машин вышли с десяток крепких парней и направились к отцу на разведку. Отец встретил их у машины:
– Ребята, меня бы назад на асфальт выдернуть. У вас случайно буксиров не найдётся, а то моего одного не хватит?
Один из парней говорит:
– Отец, тебе же вперёд надо! Зачем назад-то тебя дёргать? Какая тебе разница где стоять – в снегу или на асфальте?
Отец смутился:
– Да так-то оно так.
Парень властным голосом командует:
– Ну, если согласен, тогда садись в машину и газуй, а то нас задерживаешь. Понимаешь, нам срочно вперёд надо.
Отец хотел возразить:
– Да впереди дороги нет...
Парень жестом указал на машину:
– Отец, садись и по газам. Щас мы тебя вытолкаем.
Приятели упёрлись кто в багажник, кто в стойки, приготовившись высвободить машину из плена. Отец немедля завёл двигатель, включил первую передачу и с раскачки начал делать попытки сдвинуть автомобиль с места. Ребята по команде дружно толкали и машина мало-помалу поползла вперёд. Наконец снежный занос закончился, машина уверенно поехала по асфальту – дальше помощь парней не требовалась, теперь им нужно свои машины перетолкать.
Отец остановился, вышел из машины с намерением помочь ребятам справиться с их автомобилями. Ребята на него замахали руками:
– Отец, езжай отсюда, не мешайся!
– Да я помочь вам...
– Перестань. Какой из тебя помощник? Мы сами справимся. Давай, езжай.
Спорить не стал. Поблагодарил, сел и опять не спеша продолжил свой путь домой. Мельком глянул в зеркало – по свету фар было видно, что работа у парней кипит.
Недалеко от поворота на деревню его догнала колонна из пяти автомобилей. Отец прижался к обочине, пропуская своих спасителей вперёд. Посигналив, они промчались мимо. Провожая взглядом удаляющиеся огни задних фонарей, отец ещё раз подумал о лопате. А ещё на всякий случай не помешает длинная верёвка.
Впоследствии в багажнике лежали и лопата, и 20-метровая верёвка, но попадать в снежный плен ему уже не приходилось. После приезда из гостей мать спросила:
– Как доехал тогда?
На что отец ответил:
– Нормально. Ночевал дома.
Чтобы это значило, уточнять не стал.