Найти в Дзене
Библио-лаборатория

Где-то всегда есть чудный рассвет. Даже на войне...

Гарднер Дозуа - не самый известный писатель, даже среди узкого круга гурманов и ценителей «марочной» фантастики. Прежде всего он известен, как редактор, издатель и составитель различных антологий. Писательство для него всегда было скорее хобби на фоне редакторской деятельности. Именно за редакторскую деятельность Дозуа получил премии «Локус» и «Хьюго», но это ничуть не умаляет его таланта, как писателя.

Повесть «Чудный рассвет» смело можно отнести к числу самых выдающихся его произведений (к сожалению, переведены на русский только малая часть его творчества). В ней Дозуа великолепно использовал все возможности литературного повествования, чтобы донести до читателя простую мысль: война — это ужас, но даже в ужасе возможно оставаться человеком.

Сюжет повести прост, даже примитивен: в баре на далекой планете старый нищий рассказывает случайному слушателю историю своей жизни, историю беспощадного бойца-коммандос в чудовищной по своей жестокости войне, в которой как спички, сгорали миллиарды жизней. Дозуа здесь использовал сразу два удачных хода — во-первых, «живой» рассказ от первого лица, подкупающий своей искренней, непосредственной манерой, человека, вспоминающего свою жизнь; во-вторых — большое количество причудливых, обманчиво подробных деталей, которые на самом деле ничего не объясняют. Война Квесторов против Сообщества, условно - война свободолюбивых революционеров против тоталитарного государства, разделенного на биотехнологические касты: клоны, воскресшие, полно-разумные. Из обрывочных, схематичных историй главных героев повести мы вроде бы понимаем, что вроде бы Сообщество плохое, а Квесторы - хорошие, но откуда взялось это сообщество, как зародилось восстание Квесторов — ни слова. Дозуа не позволяет читателю отвлекаться на такие несущественные подробности. И вот ведь черная ирония - именно Квесторы, а не условно-плохое Сообщество, уничтожают гигантский мегаполис вместе со всем его населением...

-2

Вся повесть представляет собой кошмарный апофеоз войны, в который, как на мрачных полотнах Босха или Брейгеля бесчисленные человеческие души сгорают в адском пламени, а оставшиеся в живых готовы им позавидовать. Главный герой, как и его боевые товарищи, проходят один круг ада за другим вплоть до финальной решительной сцены, в которых они ценой своей жизни должны предотвратить последнюю отчаянную попытку Сообщества переломить ход уже почти проигранной ими войны.

Однако кульминацией повести становится не этот новый акт разрушения, а душевные муки героев, не способных убить самую несчастную и нелепую часть Сообщества — нулевика. Жалкое создание, почти полностью лишенное человечности, продукт биотехнологии, без слуха, речи и органов пищеварения, он чудом пережил апокалиптическую бойню в родном городе и каким-то образом выбрался за пределы хаоса, воцарившегося на месте привычных ему туннелей Мозга, который он обслуживал… Чтобы встретиться с еще более страшным воплощением смерти — с людьми.

-3

Я - тоже человек, и я коварен, поэтому не расскажу вам, чем именно заканчивается повесть, как именно разрешится туго спутанный узел исковерканных судеб. Скажу только, что он заканчивается… Надеждой. Лучше меня об этом скажет сам главный герой:

Поверь — каждая ночь когда-нибудь заканчивается. Всегда. Потому что даже если ты далеко — всегда найдется кто-нибудь, кто увидит рассвет.
Сегодня чудный рассвет, не так ли?
Запомни, парень, всегда где-то есть чудный рассвет. Даже в день смерти…
Ты молод, но, поверь, со временем ты это поймешь.