Суровый 1941 год. Немецко-фашистские войска неумолимо наступали, находясь уже в Подмосковье и угрожая Москве. В такое тяжелое время командование, скорее, может ругать и наказывать, чем благодарить и награждать.
И тем более полковник М.Е. Катуков, приехав в штаб 16 армии (4 танковая бригада тогда была подчинена этому соединению), крайне удивился, когда ему преподнесли газету «Правда». В ней на передовой странице было напечатано распоряжение совета народных комиссаров (СНК):
«Присвоить Катукову Михаилу Ефимовичу звание генерал-майора танковых войск».
И подписано самим Сталиным!
Военным всегда бывает известно, как это сложно, стать генерал-майором. Иной раз лейтенанты тебя догоняют, а ты, как служил полковником, так и остаешься им. А тут вроде бы ничего не сделал и генерал-майор!
А ведь 16 армия и 4 танковая бригада в том числе опять отступают под натиском врага. Правда, бригада не бежит, как некоторые раньше, а медленно отступает, яростно огрызаясь, но тем не менее.
Но и это было не все! Командующим 16 армии генерал-лейтенантом К.К. Рокоссовским (будущим Маршалом Советского Союза) был принесен приказ наркома обороны (подписанного тоже И.В. Сталиным, совмещавшего должности председателя СНК и наркома обороны).
В приказе № 337 от 11 ноября 1941 года объявлялось, что 4 танковая бригада переименовывается в 1 гвардейскую танковую бригаду.
Это было, как палкой по голове! Как разрыв снаряда в танке! После появления первых гвардейских дивизий процесс вроде бы затих, хотя по армии упорно шли слухи, что появляются новые части, но приказы наркома обороны об этом до них не доходили, а слухи есть слухи.
Своими же потери у бригады были минимальными.
Причины в этом нарком обороны считал в следующем:
- хорошая военная разведка;
- взаимодействие имеющихся родов войск (танки, пехоты, артиллерии);
- правильное использование главной силы бригады – танков;
- личный состав бригады действовал храбро и слажено.
Вот так оценивал действия танковой бригады нарком обороны. Казалось бы, ничего особенного, но не зря комбриг удивлялся и сомневался. Ведь не зря было для 1945 года. А для 1941 года действия бригады в условиях постоянного наступления, откровенной трусости и сдачи плена некоторых красноармейцев и командиров действительно выглядели прекрасными и особенными, а их командир представлялся, как выдающийся полководец.
1 гвардейская бригада воевала всю войну, была в составе корпусов, а потом 1 ТА, в составе которой вторично стала гвардейской. Войну она завершила в Берлине краснознаменной (6 орденов).
А ее командир М.Е. Катуков тоже возвысился. Звание генерал-майора танковых войск для комбрига было своего рода авансом на будущее. В дальнейшем у него были не только победы, но и досадливые неудачи, как, например, под Сталинградом в 1943 году, с Хубе в 1944 году. Однако, это ничуть не поколебало отношений со стороны И.В. Сталина.