Мама получила дом в наследство , когда мне было 3 года. И в первое же лето привезла меня и моих двух старших сестёр в деревню.
Девчёнкам было по 7 и 8 лет.
Нашлось 3 кровати ,а для меня мама стащила с чердака прабабушкин сундук он и служил мне некоторое время колыбелью. Вполне удобно , от комаров накрыть можно и ребенок не выпадет.
Мама рассказывала ,как соседка ,покойная ныне тётя Клава , увидев это пришла в ужас . Она мгновенно умчалась домой и принесла детскую кроватку оставшуюся от её подросших внуков.
Много лет после , старики в мой адрес шутили : в сундуке родилась.
В те времена деревня была полна народу. Сельское хозяйство на подъёме. Из соседнего За́ручья ,с фермы к нам в Говоро́во на поля гоняли телят. Дорога конечно каждое лето превращалась в 4 км каши с огромными колеями и жижей в них. Впрочем трактора всегда по ней проходили в отличии от легковушек и прочего транспорта.
Часть полей косили и убирали ,а на остальных были пастбища.
Лет с пяти ,летом я была большей частью предоставлена сама себе. Гуляла где вздумается. Лазила по деревьям лучше любого пацана , мерила водоёмы (пруды в основном) и вобще всячески изучала окружающий мир.
Шестое лето моей жизни было самым запоминающимся.
В тот год прямо за нашим огородом построили загон и поместили в него телят. Уже довольно больших. Я так любила ,сидя на заборе этого загона, наблюдать за ними.
Неподалёку от дома вырос и сарайчик ,мрачный дощатый .В народе получивший название"пастушья будка".
У телят были такие огромные добрые глаза и такой неповторимый доверчивый взгляд. У всех были какие то дырки на ушах и ошейники с номерами.
Потом я узна́ю ,что эти дырки не что иное,как номера (первый вариант биркования).
Все телята были белые с черными пятнами, большими и маленькими . Все одинаковые , чёрно-пёстрой породы.
Часто мы -ребятня, сиживали на крыше нашего двора в котором прабабушка держала корову .В нём было интересно всё - снопы и какие то неведомые кованые орудия труда , деревянные грабли и многое другое.
Его крыша- наш наблюдательный пункт.
В тот день было тепло , разгар лета.
Мы услышали шум двигателей и все в возбуждении предвкушали приезд тракторов .Будут что то делать.
Мы все с удовольствием наблюдали за работой этих людей. В городе такого конечно не увидишь.
На этот раз привезли письменный стол , несколько женщин в белых халатах и колпачках и ещё рабочих.
Стол установили за пределами загона , прямо за нашим огородом . На нём возник журнал и еще какие то принадлежности.
Рабочие согнали телят в ближний угол и по каким то признакам, после осмотра помечали одних и других но по разному ,а затем отпускали их перепуганных восвояси.
За всем этим я наблюдала с крыши и даже не заметила ,как все остальные ребята куда то ушли быстро потеряв интерес к происходящему .
Магическое действо продолжалось и до меня доносились обрывки фраз, в том числе хорошо различимое слово -бонитировка.
Я не отважилась подойти. Когда всё закончилось , люди с весёлым смехом погрузили стол ,сами загрузились в транспорт и уехали оставив массу вопросов без ответа.
Спустя 20 лет я, сидя в Беседском сельскохозяйственном техникуме на занятии по животноводству , на втором курсе ветеринарного отделения, узна́ю, что Бонитировка -это отбор лучших из лучших с целью улучшения качеств стада.
А тогда я задала маме этот вопрос про бонитировку но она не знала ответа ,как не знал его папа и вобще никто из взрослых .
Интересным оказался и обитатель "пастушьей будки".
Это был худощавый мужчина с сильно загорелым лицом на котором было много морщин. Вид он производил пугающий. Он страшно громко кричал на телят матом , имел при себе длиннющий кнут (который ударяясь о землю издавал звук , похожий на выстрел ) и немецкую овчарку Атоса.
Телята как по волшебству всегда направлялись с помощью всех этих компонентов туда ,куда пастуху было нужно.
А дети сгорали от любопытства ,что же внутри этой будки?!
Но кроме меня, никто в нее забраться в отсутствии хозяина не отважился.
Мне угрожали домашним арестом и поркой но любопытство победило.
Внутри было что то вроде топчана или нар где пастух отдыхал ,о чем свидетельствовало одеяло и подобие подушки . Две доски параллельно лежанке , служили столом .
На столе была белая эмалированая , со сколами кружка . Железная миска и ложка . Но самое интересное-это кожаная коричневая сумочка на завязках примерно с книгу размером . Рядом ,на земляном полу валялась бутылка от русской водки и даже не одна.
По ногам шла вибрация ,а это значит стадо гонят домой и меня могут застигнуть врасплох но я все таки открыла сумочку. Внутри было множество кармашков и инструментов в них ,похожих на карандаши . Все они определенно были режущими, с белыми костяными ручками.
Потом я узнала ,что это инструмент для резьбы по дереву ,а пока я сверкая пятками убежала домой, на чердак и просидела там несколько часов в сене и переживаниях ,что меня видели в будке и теперь мне влетит.
Знакомство.
С утра шел дождь. Все сидели по домам ,что меня не удручало по тому что я то как раз гуляла . Босыми ногами по теплым лужам или пряталась под деревьями. Ситцевое платишко мое то мочил дождик то сушил тёплый летний ветер.
Стадо стояло в загоне. Телята ели комбикорм из длинных дощатых грубо сколоченых кормушек ,а рядом на пригорке сидел пастух, в черной плащ-палатке. Рядом лежали кнут и Атос.
Сама не знаю почему но я отважилась подойти и завести разговор:
-А как зовут вашу собаку?
-Атос
-Он не укусит ?
-Нет ,можешь на нем покататься. Он любит детей.
Атос- шикарная немецкая овчарка, подбежал виляя хвостом и лизнул меня в щёку.
Надо же ,а ведь это совсем не злой человек ,как все думали и как мне казалось.
-А вас как зовут?
-Дядя Тимофей ,а тебя?
Через 10 минут я уже сидела рядом с Атосом под плащем и всех нас поливал хороший тёплый дождик.
С того самого дня я стала всякий раз ходить с дядей Тимофеем на дальние поля.
Он рассказывал мне о птицах и зверях ,показывал гнёзда и следы животных и не редко меня выгонял восклицая :босиком в такую погоду?! А ну марш домой ,пусть мать кофту даст и сапоги! Без сапог не возвращайся, змеи ползают !
Но я никуда не уходила. А поблизости , в леске наблюдала всё то о чем он мне говорил -птиц и гнезда ,следы зверей, растения и деревья .
Надо сказать ,что за долгие часы таких прогулок меня поливало дождем ,снова сушило и это по видимому отбивало человеческий запах , по тому что не редко в лесу на меня садились птицы .
Каким адским мучением для меня , были разговоры домашних о том ,что наступил август и пора ехать в город. Что пора собирать детей в школу( и меня на этот раз). Я иду в первый класс с 6 лет.
Вот уже я еду в автобусе у окна и плачу ,что бы никто не видел.
Там осталась вся моя жизнь. Мои телята ,мой дядя Тимофей с Атосом , мои звери и птицы ,моя свобода.
Такое никогда не забывается. Эти воспоминания хранятся в сердце всю жизнь . В моменты отчаяния и житейских бурь они служат островком где можно укрыться.
В Павловске всё это вылилось в беззаветную любовь к животным.
Я завела себе друга , бездомного безхвостого кота , похожего на рысь. Он почему то жил в канаве образовавшейся во время ремонта теплотрассы. Зимой на трубах ему было теплее. Я таскала ему еду из дома , а он всей душой меня любил и жался к рукам как к последней надежде. Слава богу его взяла домой очень добрая женщина из соседнего дома.
Потом были бесчисленные подбитые голуби. Родители ничего не имели против и выделили мне под это дело чулан.
Птицу я сначала мыла притащив домой ,потом обрабатывала раны и даже научилась по книгам накладывать шины из палочек для мороженого, на сломанные крылья. Птицы мои выживали и улетали.
А иногда папа звал меня к окну :
- Вон твой друг прилетел.
Тут же прибегала мама :
-Неужели правда?
И все мы наблюдали ,как по перилам балкона ходит белый, в рыжую крапинку голубь с ниточкой , случайно оставшейся от бинта на правом крыле.
Сейчас я живу в той самой деревне где когда то услышала волшебное слово - бонитировка.
Поля давно затянуло лесом и в За́ручье давно уже нет фермы но мои ноги помнят каждую пядь этих полей.
Мечты мои сбылись и нашлись ответы на вопросы.
Халатов белых только я на работе никогда не носила .
Костюмы городские ветеринарные врачи носят.
Так удобнее.