Одно из самых влиятельных движений 20-го века было ничем иным, как нападением на искусство. В 1922 году русский художник Алексей Ган написал манифест, который начинался словами в кричащем верхнем регистре: "мы объявляем бескомпромиссную войну искусству!” Русская революция произошла пятью годами раньше, в 1917 году. Страна находилась в процессе освобождения от тисков могущественной правящей элиты; теперь ей предстояло также революционизировать культурную жизнь и поставить искусство на службу новому, коммунистическому обществу.
Ган и его художественные соотечественники—в том числе Владимир Татлин и Александр Родченко, считается основателями движения, известного как Конструктивизм, а также Варвара Степанова, Любовь Попова, Эль Лисицкий а другие—искали новые художественные формы и способы создания искусства для служения массам. Они считали, что искусству нет места в герметичном пространстве мастерской художника. Вместо этого она должна отражать современный индустриальный мир; быть сформулирована в лабораториях и на заводах; и быть развернута в качестве активного агента в более широкой коммунистической революции. Вместе конструктивисты будут стремиться “найти коммунистическое выражение материального строительства, - писал Ган, - создать научную базу для подхода к строительству зданий и служб, которые удовлетворяли бы требованиям Коммунистической культуры.
Движение делало акцент на строительстве и науке, а не на художественном самовыражении, и его цели выходили далеко за пределы сферы искусства. Конструктивисты стремились влиять на архитектуру, дизайн, моду и все массовые объекты. Вместо живописных забот о композиции конструктивисты интересовались строительством. Вместо того, чтобы возникать из экспрессивного импульса или академической традиции, искусство должно было быть «построено.»
Новое конструктивистское искусство будет смотреть на промышленное производство, подходить к художнику как к инженеру, а не как к станковому живописцу, и служить пролетариату. Конструктивисты использовали скудные геометрические формы и скромные материалы. От картин до плакатов и текстиля. Они создали визуальный язык из форм, которые могут быть нарисованы с помощью утилитарных инструментов, таких как циркули и линейки. Они поместили визуальную культуру под микроскоп, анализируя такие материалы, как дерево, стекло и металл, чтобы оценить их ценность и пригодность для использования в изображениях и скульптурах.
Под влиянием и тесно связанной с работой Василий Кандинский и Наума Габо, а также кубизм, футуризм и супрематизм—последнее - это русское авангардное движение, пионером которого был Казимир Малевич известный своим культовым " Черным квадратом "(1915)—конструктивисты стремились разбить искусство на его самые фундаментальные части, бросить вызов легитимности устоявшихся традиций и создать художественную форму, соответствующую быстро меняющемуся миру.
Борис Арватов, крупный теоретик конструктивизма, связанный с Московским институтом художественной культуры, где абстрактная живопись Пионер Кандинский также предположил, что современное искусство развивалось по оси, которую можно было бы привязать к трем новаторским художникам: Paul Cézanne, Пабло Пикассо, а также самому Татлину.
Иконы конструктивизма
Конструктивизм начался с Владимира Татлина, русского художника, на которого оказал глубокое влияние визит в мастерскую Пикассо в 1913 году. Там он увидел эксперименты художника с коллажами.
В 1915 году Татлин продемонстрировал влияние испанского художника в его собственных абстрактных трехмерных коллажах из металла и дерева, которые он показал наряду с супрематическими картинами Малевича на так называемой “Последней футуристической выставке” того года.
К 1917 году, Татлин начал задумывать памятник социальным изменениям, которые происходили. Два года спустя, в 1919 году, он приступил к разработке проекта памятника Третьему Интернационалу, известный просто как “башня Татлина".” Она стала иконой конструктивизма даже в свое время. Несмотря на то, что башня Татлина никогда не была построена, она произвела волну в сообществах скульптуры, архитектуры и дизайна и стала считаться иконой утопического дизайна, который вдохновил (и был процитирован) несколько фильмов.
"Комната Пруна" русского художника Эль Лисицкого (1923), еще одна образцовая работа конструктивистского движения, представляет собой инсталляцию динамичных абстрактных форм—в первую очередь прямоугольников—которые как бы парят, перемещая зрителя по пространству. Лисицкий и другие конструктивисты стремились “активизировать” зрителя, тем самым пробудив массовое сознание. Точно так же и абстрактный кабинет Лисицкого (1927-28), созданный для Ландесмузеума Ганновера, Германия, но разрушенный во время Второй мировой войны, был модульным пространством, которое фактически было направленно на участие зрителя. Стены, построенные из ряда вертикальных планок, менялись по мере того, как зритель проходил мимо, от темного к светлому и обратно.
Александр Родченко создавал объекты из подобного импульса, такие как его “пространственные конструкции” (1918-21), состоящие из концентрических геометрических фигур. Подвешенная к потолку, “пространственная конструкция” превращается из плоского, двумерного произведения искусства в кинетическую скульптуру, реагирующую на окружающую среду.
Такого рода эксперименты с активизацией зрителя, вышел далеко за пределы пространства художественного музея. Конструктивизм сделал большие успехи в области графического дизайна, прежде всего благодаря Родченко, который выступал за включение авангардной художественной деятельности в повседневную жизнь. Смелые замыслы Родченко, использующие резкие геометрические формы и яркие диагональные линии, были использованы в пропагандистских плакатах, таких как его знаменитые книги.
Конструктивисты использовали форму и дизайн для достижения конкретных социальных и политических целей, феномен, который стал известен как ”агитплака». В период с 1919 по 1922 год Российское телеграфное агентство опубликовало более 1500 оригинальных плакатов, которые будут размещены в вакантных окнах, проект, который стал известен как “Окна РОСТА.” Художники вроде Родченко, Валентина Кулагина, Виктор Корецкий использовал технику фотомонтажа для создания плакатов , которые говорили бы о социальных и политических проблемах граждан как на местном, так и на глобальном уровне. Плакаты Кулагиной мобилизовали рабочих, особенно работниц, яркими и смелыми формами и текстом.
Между тем дизайнеры по текстилю Любовь Попова и Варвара Степанова были, как пишет искусствовед Кристина Киаер, “единственными конструктивистами, чьи проекты повседневных, утилитарных вещей действительно массово производились и распространялись в советской экономике.” Такие же плоские, геометрические формы в их картинах можно увидеть и в их текстильных узорах, которые характеризуются своей регулярностью и формальной простотой. Создание конструктивистского текстиля означало, что Попова и Степанова создавали авангардное искусство внутри себя. те самые средства производства, которые служили массам. Фотография 1924 года, на которой Степанова одета в платье, сшитое по ее собственному дизайну, сделанная ее коллегой-конструктивистом и спутником жизни Родченко, показывает, насколько живым может быть авангардный дизайн. Непринужденная в своем платье-сорочке, в паре с босоножками, Степанова олицетворяет художника как продюсера.
Почему конструктивизм имеет значение?
В соответствии со своими глобальными целями коммунистической революции конструктивизм был подхвачен художниками и в других странах, особенно в Германии-где László Moholy-Nagy в Bauhaus ощутили его влияние—и в Латинской Америке. Хотя конструктивизм как историческое движение закончился к 1930-м годам, когда Авангардная деятельность стала все более неприятной для коммунистического режима, его влияние ощущалось на протяжении большей части XX века.
Бразильские художники Лигия Кларк и Hélio Oiticica например, они хорошо известны своими неоконструктивистскими работами 1950-х и 60-х годов. Хотя их работы имеют много формальных сходств с конструктивизмом, таких как плоскостность, геометрия и системный подход к искусству, их сходство гораздо глубже. Более поздние работы Кларка и Ойтикики будут посвящены тому, чтобы сделать участников из своих зрителей, активизируя их с помощью частей, которые можно было бы переставить или даже носить перформативно, как в “Паранголах” Ойтикики (1964-79).
Конструктивизм радикально переосмыслил роль художника как инженера с инструментами, а не академического художника с кистью. Конструктивисты рассматривали произведения искусства как часть более широкой визуальной программы пробуждения масс к революции и осознанию классовых различий и других социальных неравенств. Его волнообразное влияние на искусство 20-го века можно увидеть не только в таких движениях, как бразильский неоконструктивизм, но и в других. Минимализм, который стремился далее свести форму к ее наиболее существенным элементам. дно из самых влиятельных движений 20-го века было ничем иным, как нападением на искусство. В 1922 году русский художник Алексей Ган написал манифест, который начинался словами в кричащем верхнем регистре: "мы объявляем бескомпромиссную войну искусству!” Русская революция произошла пятью годами раньше, в 1917 году. Страна находилась в процессе освобождения от тисков могущественной правящей элиты; теперь ей предстояло также революционизировать культурную жизнь России и поставить искусство на службу новому, коммунистическому обществу.
Спасибо за внимание! До, следующих статей.
Всех благ и хорошего настроения!👍👍👍