Приходилось слышать мнение: Юрий Лоза – автор одной хорошей песни, и больше ничего путного не написал. Так говорят не очень сведущие люди. Еще задолго до «Плота» советская молодежь отрывалась на дискотеках под «Девочку сегодня в баре». И потом были классные вещи: «Умею мечтать», «Мать пишет», «Одиночество», «Осыпаются надежды», «В пивной». Можно перечислять и перечислять.
Уже с первого сольного альбома «Путешествие в рок-н-ролл» чувствовалось, что Лоза умеет работать со словом, пишет ярко и обладает чувством юмора. Подкупало, что многие его произведения представляют собой короткие истории со стремительно развивающимся сюжетом, как, например, в песне "Жигули":
Папа поставил медвежий капкан,
Но это не помогло.
Кто-то оставил в нем грязный стакан
И снял лобовое стекло.
Кроме сюжетов песен, меня всегда привлекало то, как Лоза лихо рифмует слова. Ему совершенно безразлично, какие там гласные в конце слова, главное, чтобы ударные слоги были созвучны. Отсюда и «классические» рифмы Лозы: «плот – плох», «мечтать – не так», «апельсин - приносил». Конечно, не он открыл эти способы рифмовки, но очень органично ввел их в свой обиход.
Другое будет радовать, другая будет рядом, но
Я долго буду вздрагивать, когда в толпе людской
Увижу вдруг похожую, ещё красивей, может быть,
Хотя уже не может быть такой.
Есть ли у меня любимые строчки у Лозы? Пожалуй, первым на ум приходит куплет из песни «Сто часов». Здесь и рифмы показательные, и изложение искрометное:
Прости я снова без цветов,
Но я полдня болтался в небе,
А в небе взять их просто негде,
Хоть за червонец, хоть за сто.
Есть в творчестве Лозы песни, которые вызывают у меня стойкое отторжение: «Над деревней Клюевкой», «Мой приятель мил со всех сторон» и еще парочка подобных опусов. Я понимаю, что они были написаны на потребу публики с не самым взыскательным вкусом. Может быть, на каком-то этапе они добавили Лозе популярности, но его карму вряд ли улучшили.
Безусловно, Лоза – никакой не романтик, а прагматик и даже циник. Его лирический герой лично мне не близок. Но этот герой неглуп, саркастичен, наблюдателен. Если большинство наших популярных авторов-исполнителей интуитивно нащупывали способы построения своих стихов, то Лоза, кажется, всё изучил и всё просчитал.
Только так я устроен, так задуман и скроен,
И пускай мои песни просты.
Только мне они в радость, ничего мне не надо,
Раз со мною гитара и ты.
У меня есть очень небольшой опыт личного общения с Лозой. Давным-давно перед его концертом в Зеленограде, мы с другом проникли в служебное помещение, чтобы раздобыть автограф. Но Лоза заперся в гримерной и на стук в дверь отвечал: «Не мешайте, я занят!» Мы продолжали негромко, но настойчиво стучать. Наконец, дверь приоткрылась. В образовавшуюся щель нам удалось просунуть блокнот. Через несколько секунд он вернулся назад с автографом. На листке было написано: «Идите отсюда! Ю. Лоза». Этот поступок, как нельзя лучше характеризует героя сегодняшнего разговора.
Напишите в комментариях: анализ стихосложения какого поэта-песенника вы хотели бы увидеть на этом канале. Я постараюсь выполнить ваши пожелания. Подписывайтесь и заходите на огонек!
Мои стихи здесь: https://stihi.ru/avtor/talping2