Найти тему

Форма - для чего это

С литьем мы вроде слегка разобрались в прошлых статьях. Есть еще несколько видов литья, но о них я расскажу позднее. Теперь давайте разберем такой этап работы – как снятие формы.

Итак, есть модель – это тот предмет, который мы хотим повторить. Модель можно сделать самому - слепить, выточить на станке, выпилить лобзиком, налепить что-то на уже готовое, вырастить на 3D принтере или просто взять готовую.

Иван Грозный. Скульптор О.Кукушкин. Фото из архива автора
Иван Грозный. Скульптор О.Кукушкин. Фото из архива автора

Внимательно её осмотреть, поругать автора за наличие труднодоступных мест на её поверхности, если автор всё-таки Вы сами – похвалить себя за столь сложные арт-формы. Поглубже вздохнуть и начинать снимать форму. На больших производствах есть прямо отдельная профессия – форматор. Этот человек профессионально занимается тем, что целыми днями снимает формы с разных моделей, ну или работает на еще одно должности по совместительству, если производство не такое большое.

Многие, кто не сталкивался до этого с литьем, ошибочно называют саму модель – формой. Сколько раз приходилось слышать вопрос: «А форму Вы из чего делаете?» Отвечаешь на него честно: из резины, если большая форма, то сверху еще гипс будет. И тут у оппонента прям таки случается культурный шок и он впадает ступор: «Как из резины? Фигурка из резины?» Идет обратная реакция, теперь в ступоре я на долю секунды, что не так я объяснял, причем тут модель, когда мы говорим о форме, но практика и опыт возвращают в реальность нас обоих, где я начинаю пояснять разницу между моделью и формой и материалами для их изготовления. А у Вас бывали подобные казусы?

Вернемся к форме: сперва делают линии раздела. Многие их делают из пластилина. Линия раздела – это место стыка одного куска формы с другим.

Заготовка для снятия формы. Фото из архива автора
Заготовка для снятия формы. Фото из архива автора

Модель после обильно обрабатывают разделяющим составом, чтобы формовочная резина хорошо «снялась» при разборке. Зачастую для формы крупных изделий, кабинетная скульптура например, используют жидкую резину, которая твердеет при добавлении в неё отвердителя.

Примеряю модель. Фото из архива автора
Примеряю модель. Фото из архива автора

Перечислять их нет никакой необходимости, все доступно, даже в рознице при наборе в поисковой строке – резина для формовки или что-то подобное. Наносят её на модель кисточкой. Делают не очень толстый слой – до 5 мм, больше и не нужно, если с первого раза слой резины не достаточен, то наносят и 2-ой и 3-ий слои. После того как резина застыла, сверху резины делается из гипса так называемая «рубашка». Нужна она для придания форме жесткости.

Розовое на втором плане  - резина, в "гипсовой рубашке", за формой - кружка для литья воска. Фото из архива автора
Розовое на втором плане - резина, в "гипсовой рубашке", за формой - кружка для литья воска. Фото из архива автора

Если же модель маленькая, то льют резину не жалея - не жалея ни потраченных на неё денег, ни владельца производства. Ювелиры, те вообще используют резину для вулканизации, которая твердеет, вернее сказать приобретает рабочие свойства, после воздействия температуры и давления. После вулканизации просто разрезается острым скальпелем форма и извлекается модель. Ну а мы переворачиваем модель с половинкой формы и повторяем весь процесс.

После того как все что нужно затвердело, разбирается форма, извлекается модель, чистится форма, если нужно. Всё, к заливке воска готовы. Ну и конечно же самое главное – это Техника Безопасности на каждом этапе литья.

Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, ставьте лайк - Вам не сложно, а мне - приятно.