С литьем мы вроде слегка разобрались в прошлых статьях. Есть еще несколько видов литья, но о них я расскажу позднее. Теперь давайте разберем такой этап работы – как снятие формы.
Итак, есть модель – это тот предмет, который мы хотим повторить. Модель можно сделать самому - слепить, выточить на станке, выпилить лобзиком, налепить что-то на уже готовое, вырастить на 3D принтере или просто взять готовую.
Внимательно её осмотреть, поругать автора за наличие труднодоступных мест на её поверхности, если автор всё-таки Вы сами – похвалить себя за столь сложные арт-формы. Поглубже вздохнуть и начинать снимать форму. На больших производствах есть прямо отдельная профессия – форматор. Этот человек профессионально занимается тем, что целыми днями снимает формы с разных моделей, ну или работает на еще одно должности по совместительству, если производство не такое большое.
Многие, кто не сталкивался до этого с литьем, ошибочно называют саму модель – формой. Сколько раз приходилось слышать вопрос: «А форму Вы из чего делаете?» Отвечаешь на него честно: из резины, если большая форма, то сверху еще гипс будет. И тут у оппонента прям таки случается культурный шок и он впадает ступор: «Как из резины? Фигурка из резины?» Идет обратная реакция, теперь в ступоре я на долю секунды, что не так я объяснял, причем тут модель, когда мы говорим о форме, но практика и опыт возвращают в реальность нас обоих, где я начинаю пояснять разницу между моделью и формой и материалами для их изготовления. А у Вас бывали подобные казусы?
Вернемся к форме: сперва делают линии раздела. Многие их делают из пластилина. Линия раздела – это место стыка одного куска формы с другим.
Модель после обильно обрабатывают разделяющим составом, чтобы формовочная резина хорошо «снялась» при разборке. Зачастую для формы крупных изделий, кабинетная скульптура например, используют жидкую резину, которая твердеет при добавлении в неё отвердителя.
Перечислять их нет никакой необходимости, все доступно, даже в рознице при наборе в поисковой строке – резина для формовки или что-то подобное. Наносят её на модель кисточкой. Делают не очень толстый слой – до 5 мм, больше и не нужно, если с первого раза слой резины не достаточен, то наносят и 2-ой и 3-ий слои. После того как резина застыла, сверху резины делается из гипса так называемая «рубашка». Нужна она для придания форме жесткости.
Если же модель маленькая, то льют резину не жалея - не жалея ни потраченных на неё денег, ни владельца производства. Ювелиры, те вообще используют резину для вулканизации, которая твердеет, вернее сказать приобретает рабочие свойства, после воздействия температуры и давления. После вулканизации просто разрезается острым скальпелем форма и извлекается модель. Ну а мы переворачиваем модель с половинкой формы и повторяем весь процесс.
После того как все что нужно затвердело, разбирается форма, извлекается модель, чистится форма, если нужно. Всё, к заливке воска готовы. Ну и конечно же самое главное – это Техника Безопасности на каждом этапе литья.
Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, ставьте лайк - Вам не сложно, а мне - приятно.