Найти в Дзене

Анимэ вроде "Лагуны", но совсем не "Лагуна": "Great Pretender"

Оглавление
Great Pretender
Great Pretender

Жанр: #экшен , #комедия , #криминал , #сейнен
Выходил: октябрь – декабрь 2020
Английское название: совпадает с нихонским
Русское название: «Великий притворщик»
23 эпизода
Оценка: 7 из 10


Возвращалась «Лагуна», возвращалась, да так и не вернулась.

Краткое описание

Некто Эдамура Макото мнил себя крутейшим в Японии аферистом. Правда, афёры его сводились к продажам негодных фильтров для воды за несколько тысяч йен, и древней, как кости мамонта афёре с «утерянным кошельком». Однако, в очередной раз всучив кошелёк с «куклой» раздолбаю-иностранцу, он, внезапно, обнаружил куклу в своём. А тут ещё и облава, драпающий Макото прыгает в первое попавшееся такси и… оказывается в компании так лихо надувшего его блондина-гайдзина. Понятное дело, Макото, конечно, проникся ловкостью нового знакомого, но и как же иначе - ему потребовалось доказать, кто тут самый ловкий мошенник. Так, соперничающая парочка отправилась для начала в Лос-Анджелес. Мошенничать там.

История просмотра

Этот сериал, конечно, заинтересовал меня сразу с двух сторон: во-первых, он считается подобным «Чёрной Лагуне». А как к «Лагуне» не относись, во сколько ни оценивай по личному рейтингу – произведение безусловно выдающееся и даже знаковое. С другой стороны – некоторые мои знакомые и друзья, например, Енот-сан, утверждали, что это вообще вин прошлого года. Оценила и призадумалась.

Великолепное техническое исполнение

Потому что в плане визуала – это безусловно вин, причём даже эпический. Такой оригинальной картинки в анимэ я не видела вообще никогда. При этом, когда мы говорим про оригинальную картинку – признаться честно, в 99% случаев это некие потуги на оригинальность, приводящие к в первую очередь отвратительной картинке. Оригинальной, уникальной в своей отвратительности. Здесь же наоборот. Если персонажи в общем-то нарисованы в довольно своеобразном, но всё же вполне анимэшном стиле… Кстати, с нормальным таким разбросом в плане фигур – и детские, и взрослые, худые и тощие – все на месте. И совершенно безумные краски при в общем очень приятных дизайнах фонов. На самом деле меня не оставляет впечатление, что как раз именно картины в таком стиле я как раз видела. Я, конечно, ни разу не искусствовед, но, по-моему, это интересная смесь поп-арта и экспрессионизма. Так или иначе, но визуальная составляющая просто безумно крутая. За парой исключений. Одно из них в том, что мне категорически не нравится Дороти. Как бы нас ни пытались убедить в обратном – она не красивая. Про второе я скажу позже.

Звуковая составляющая тоже дивно хороша. Хороший опенинг, адекватная музыка в фоне. Очень неплохо играют и сейю. Например, Сувабе Джуничи, видимо, решил вспомнить молодость и прекрасно сыграл спокойно-ироничного Кёске из «Наны». Правда, теперь в роли мошенника-афериста. И просто потрясающе прозвучала одноимённая с сериалом песня Фредди Меркьюри. Фредди, опять же, как к нему ни относиться – безумно талантлив. А тут ещё и песня по смыслу неплохо подходит, не только названием. Причём насколько глубоко – мы понимаем только в самом конце. Плюс к ней ещё и такой клип нарисовали! Ну, то есть эндинг идёт со своим собственным видеорядом, сильно отличающимся от сериала. Но при этом видеоряд эндинга с сериалом таки связан, правда по началу – не совсем очевидным образом. И этот шикарный видеоряд вполне достоен быть вполне самостоятельным клипом для песни.

Отдельно надо отметить языковую составляющую. Правда с ней что-то странное. Очевидно, что в сериале полно народу, говорящего на всяких разных языках. При этом очень часто они (за что всему коллективу сериала большой респект) действительно говорят, полновесные фразы и диалоги на том языке, на котором надо. Странность же в том, что английский там очень хорош. И даже Макото, которому пеняют на акцент – на самом деле говорит очень неплохо. Да, это не американский английский (и хвала Тьме!), но далеко не забавный японский английский, к которому мы привыкли по другим анимэ. Очень на уровне. Французские акценты я знаю не настолько хорошо, но мне показалось, что и «французы» тут говорят вполне прилично. А вот, казалось бы, буквально под боком (для нихонцев) находящиеся китайцы говорят… скажем так: с китайцами я тоже много общалась, и они при мне на родном языке часто переговаривались. Никогда я не слышала подобного произношения. Почему так – судить не возьмусь. Но если кто языками интересуется – имейте в виду. Тут есть чего послушать. Но и чему удивиться.

В общем, если бы не пара нареканий - я бы сказала, что в плане технического исполнения этот сериал просто шедевр. Ну а так, значит, шедевр с парой нареканий.

Недостатки в сюжете

Унылая заклёпкометрия

Так почему же в результате всего лишь семь баллов? Поговорим о том, что с треском обрушило мою личную оценку этого сериала. И начнём с того самого второго нарекания, про которое я обмолвилась, рассуждая о картинке, но придержала на потом. Дело же в том, что это всё же нарекание не столько к художникам, а к сценаристам и всяким режиссёрам с консультантами. Судите сами, действие сериала происходит в нескольких городах: Токио, Осака, Лос-Анжелес, Ницца, Париж, Лондон, Шанхай и «где-то в ОАЭ». В каждом случае что это за город – мы понимаем из подписи на экране и одного-двух знаковых зданий. И вот здесь беда. Понимаете ли, я очень долго жила в ОАЭ. И в Париже бывала уже неоднократно. И если аэропорт Шарль де Голль в сериале ещё как-то напоминает сам себя: есть там такое похожее на колесо со спицами здание, но при взгляде из самолёта оно вовсе не довлеет над остальным пейзажем. То ничего подобного нарисованному в сериале – в ОАЭ нет. Ни дубайский, ни шаржинский, ни абу-дабский, никакие другие аэропорты даже близко не похожи на то, что нам тут нарисовали. Да и сам город, мелькнувший пару раз – тоже совершенно неопознаваем, никаких знаковых примет нету. Это в эмиратских-то городах, которые на полном серьёзе соревнуются между собой в уникальности!

И вообще, подход к антуражу здесь какой-то до крайности неровный. То мы видим совершенно чётко опознаваемые автомобили и пушечки, а вдруг… в век смартфонов с тачскрином – в США все ездят на машинах с механической коробкой передач! Вы издеваетесь?! Да американцы на «ручке» ездить разучились ещё в двадцатом веке!

Столь же мелкие придирки именно к сюжету

От придирок к заклёпкам – переходим к мелким придиркам по сюжету. К примеру, совершенно не понятна в лондонской арке попытка Фары собраться и уехать в неведомые дали. Она – владелица какой-то я уже не помню, модной что ли «империи», или парфюмерной… Не суть: она по роду занятий – крайне публичная леди. Она не может уехать в маленький городок на юге Франции и жить в трёхкомнатном коттедже. Соответственно, её «бегство» не имеет ни малейшего смысла.

Или вот уже в самом конце душераздирающая сцена со стрельбой на яхте. Всё хорошо, и мы даже догадываемся, что это всё несколько не так, как оно выглядит – и мгновенно получаем тому подтверждение. Но есть ряд людей, которые уверены, что происходит именно то, что они видят. А это в том числе и циничное убийство через расстрел нескольких человек. И всё это когда буквально в прямой видимости, в бинокль можно выражения лиц разглядеть – болтается вторая, неизвестная яхта? Опять таки, вы издеваетесь?

Я уж молчу про всякие глюки с технической реализацией происходящего. Ну, как в том же сюжете с яхтой – хорошо тренированный аквалангист, допустим сплавает от одной яхты до другой. А вот проплыть всё расстояние между ними без акваланга и не засветиться – уже не выйдет.

Какое, кстати говоря, изгнание принцев из семьи в ОАЭ? Ребята, ОАЭ – это не Саудовская Аравия. Там менталитет сильно другой, и эта парочка братцев явно не делала ничего такого. Да и в семье с ними разобрались бы совсем другим способом. В общем, и тут бред какой-то.

Придирки поглобальнее

Вообще, сюжет хромает на все четыре ноги из двух имеющихся. В глобальном смысле тоже. Причём здесь я бы выделила две, а то и три общих крайне неприятных моментов. Во-первых, сами афёры. Они постоянно черезмерно переусложнённые. При этом, хотя все прекрасно понимают одно из следствий закона Мёрфи – «если что-то может пойти не так, оно пойдёт не так», а у них до кучи имеется постоянно имеющий особое мнение о том, что надо делать Макото… Всё равно, каждый раз афёра становится всё более и более сложно закрученной, с постоянными абсолютно не однозначными закладками на то, что все персонажи по какой-то психологической причине будут принимать именно запланированные решения. Что ещё хуже – они чем дальше, тем больше становятся именно черезмерно переусложнёнными: эти задачи при таких ресурсах решаются гораздо проще и совсем не так. Ну вот я была готова спорить, Синтию и Эби не убили, пули были не настоящие. Но зачем Лорену такая интересная конфигурация интриги? Заставить парня наконец выстрелить? А, сделать его стопроцентным конфидентом Акеми. А он точно станет? Это Макото, между прочим.

Во-вторых, все афёры рассказаны откровенно некрасиво по отношению к зрителю. Нет, я в общем-то не против, если бы мы сначала видели ход развития афёры, а потом нам бы объяснили, что на самом деле происходило. Но есть маленькая тонкость: неоднократно возникают моменты, в которых всё явно пошло наперекосяк, герои попадают в неприятное положение, начинают импровизировать. Это очень захватывающе, не спорю. Но вдруг оказывается, что это типа так и было задумано. Зачем, блин? Зачем разрабатывать афёру, которая по плану находится в шаге от провала? В общем, это в определённом смысле подраздел первого нарекания, но в определённом – и не изящный, не красивый, не обоснованный и не этичный обман уже зрителя.

И в-третьих, меня постоянно раздражала эта новомодная беззубость. Нет, понятное дело, аферистам совершенно ни к чему марать руки мокрыми делами. Так что это совершенно нормально, что они принципиально никого не убивают. Однако в первой и последней арках они имеют дело с людьми, для которых убийство – дело такое же привычное, как завтрак или ужин. Но при этом всё равно – во всём сюжете ноль смертей. Я было даже радостно удивилась, когда в одной из арок нам таки показали реальное (а не театральное) убийство. И что вы хотите? Конечно же в эпилоге оказалось, что и оно не совершилось. Ну что за ерунда?

И примерно в ту же степь надо отнести финал. Его я спойлерить не буду конечно. Просто скажу, что я, конечно, понимаю, что за ним лежит, какая идея. Но получился он совершенно дурацкий. Такой тотальный и беззубый хэппи-энд, как говорится «ниачом». Впрочем, Хотя Лоран и тут молодец. Да и вся остальная компания вскоре подтянется. Без придурка, этот скрипач им не нужен.

Придирки к персонажам

И, конечно же, персонажи. Ладно там странные завихрения у художника в лондонской истории. Ну, раскаивается он в том, что рисовал подделки. Но почему он из-за этого хочет не прекратить гнать фальшак, а прекратить рисовать вообще? Почему теперь ему нельзя чисто своё рисовать-то, какая совесть-религия запрещает?

Нет, самая главная беда – это собственно наш Макото. С ним плохо всё. Ну, положим, пока он был мелким жуликом с огромным самомнением – он вызывал скорее лёгкое презрение. Но потом он внезапно, без малейших на то причин превращает в крайне высокоморальную личность, которая занимается всем этим только в силу обстоятельств. Нет, совершенно очевидно, что авторы оглядывались на ту самую «Чёрную Лагуну». И решили сделать из него своеобразную версию Рока. Но Рок и высокоморальным был исходно, и наоборот очень интересно раскрывался и вживался в новые условия. Макото же переклинивает на честной жизни ни с чего. И что самое главное – Рок как раз очень умный и в своём деле профессиональный парень. Макото же конченый, просто омерзительный истерик и придурок. Не умный и не профессиональный ни в чём. И более того – не находящий себя. Рок-то себя нашёл. А Макото – морализаторствует, истерит, хамит… Причём иногда не обдуманно, а именно потому что кретин. Вот интересная история в Лондоне. Извините за спойлер. Парень своеобразно придумал – продать таки оригинал, а в пансион отдать копию. Копия тоже с душой, даже может быть и более красивой, чем оригинал Монтойи. Но Синтии в душу плюнул: ведь картина Томаса в результате не продалась за цену Монтойи. То есть он своим самоуправством откровенно наплевал на её очень красивые и светлые мечту и обещание.

Тупит он тоже знатно, конечно. Ну просто даже хочется сказать: «Что ты понимаешь в счастье? Мать была счастлива». Или вся его непрекращающаяся истерика «ты о семье подумал?» - особенно мило выглядит через секунду после того, как ему в деталях рассказали, как именно о семье и думали. Вообще это он прекрасный образчик омерзительного человечка, который меряет всех исключительно по своей линейке. Старой, кривой и дубовой.

А вообще в сюжете много хорошего

Хотя в некоторых случаях его идиотизм раздражает применительно к нему самому, но в плане сюжета, мыслей, которые тут изложены – оказывается очень даже неплохо. Например, совершенно замечательный момент, когда наши аферисты «работают» компанию подпольных работорговцев, скупающих детишек по Азии и Ближнему Востоку. Конечно же Макото решает дать сбежать детишкам. А детишки, вот сюрприз, бежать не хотят. Почему? Ему это в голову, конечно, не приходит. Как не приходит и многим другим. А логика простая: если эти детишки просто выбегут на улицу – ничего особо интересного в этом для них нету. Родители их продали. Они дети. Они в чужой стране. И побег для большинства из них – это улица и смерть… Или возвращение в рабство (с хорошими шансами на смерть в результате наказания за побег). Свобода – далеко не абсолютное и бесспорное благо. К свободе надо быть готовым. А эти дети – нет.

Временами его тупизна просто забавляет. Ну, как ему совершенно не понятно, с чего его Акеми-сан начинает выделять сразу же, как он оказывается в её корпорации. А нам не составляет труда догадаться, что она вообще-то следит за новостями в связанных с её бизнесом областях. Так что мгновенно понимает, чей он сын и за что сидел его папаша. Ну и вообще, в последней истории Макото тупит за троих себя, но и его с вызывающей злорадный хохот регулярностью тыкают носом в собственную истеричность, тупость и снобизм.

Есть и просто хорошие мысли и наблюдения. К примеру, архиправильное замечание, что люди верят не в то, что видят глазами, а в то, что им удобно. А уж от Сэма я не по-хорошему тащилась. Вот здесь было очень правильно и даже изящно показано, как арабы (ну, это умеют многие, но арабы в этом смысле особо хороши) умеют с перерывом в три минуты одну и ту же фразу окрасить по-разному и дать разные толкования. Вообще Сэм – один из двух наиболее удачных персонажей. Вот он – натурально араб, причём именно из ОАЭ. Не из Омана, Сауди, Катара – а именно ОАЭ. Не скажу, что они все там такие. Но во всех аспектах такие – бывают только в Эмиратах.

Вообще, хороших персонажей там много. И если Эбби (удивительно, но здесь сокращённое имя из полного выведено правильно) более-менее интересна отсылкой на операцию «Иракская свобода» в 2003 году и довольно неправдаподобной карьерой балерины, то Ким Си Вон – чертовски колоритная тётка, а Синтия – у меня не вызывает ничего кроме восторга и уважения. Всё у неё в порядке и с мечтами, и с умом, и с обаянием, и с этикой, и со всем остальным. Равно как и Лоран мне в той же степени симпатичен, но уже как мужчина. Тоже всё там у него в порядке.

Кстати, вот насколько я готова ругаться на общий финал, настолько вызывает восторг финал лондонской афёры. То, что Синтия и Томас поговорили, но не сошлись – очень правильно.

И, конечно, особенно поначалу ужасно смешно выглядит вся вот эта карусель в стиле «вор у вора дубинку украл».

Заключение

В результате – это очень стоит посмотреть хотя бы за техническое исполнение. Несмотря на все благоглупости – это так же очень забавная и местами хорошо так напряжённая несколько гротескная история про аферистов и вообще преступный мир. Но это - не «Чёрная Лагуна» - которая есть идеальный и атмосферный трэш как на самом деле довольно тонкий и сложный стиль. Это… притворщик. Нисемоно.

... И другие

А вот прекрасной девушке ПроАниме сериал понравился ещё больше. Хотя изначально она жаловалась на вырвиглазную картинку. В результате же - с картинкой смирилась и пишет восторженные обзоры.