Найти в Дзене
Религия

Ченстоховская икона Божией Матери

Оглавление

Ченстоховская икона Божией Матери
Ченстоховская икона Божией Матери

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ

Происхождение картины и время ее создания неизвестны. Согласно легенде , эта икона - одна из семидесяти, написанных святым Евангелистом Лукой на фрагментах стола, за которым принимало пищу Святое Семейство. Следовательно, создание образа должно происходить в Иерусалиме , в месте, называемом Горница (связанном с Тайной вечерей). Между 66 - 67 , во время нашествия римских войск под руководством императоров Веспасиана и Тита , христиане должны были бежать в город Пелла. Наряду с другими святыми в пещерах они спрятали и Ченстоховскую икону Богородицы.

В 326 году императрица Елена приехала в Иерусалим, чтобы посетить священные для христиан места и найти Крест Господень. В дар от верующих она получила икону Богородицы. Эту икону поместили в Константинополе в императорской часовне, где она должна была оставаться в течение следующих пяти веков.

Во второй половине XII века икону Богородицы с большим почетом перевезли в Россию , ранее проживавшую, как утверждают некоторые источники, в Болгарии , Моравии и Чехии . Герцог Галицко-Волынский Лев Данилович отдал ее под управление православного духовенства в замке в Балзе , где она прославилась многочисленными чудесами. Первоначальное название иконы происходит от этого города. После присоединения западных земель Киевской Руси к Короне Польского королевства в 1372 году Бельское княжество вместе с Красной Малороссией. , перешла в руки опольского князя Владислава , который стал правителем этих земель от имени Венгрии .

Тогда замок в Белзе должны были окружить татары . Рассчитывая на помощь Богородицы, князь Владислав вынес святыню из церкви и повесил ее на городской стене. Стрела, выпущенная одним из татар, попала в икону на стене замка. Легенда гласит, что следы крови, пробитые стрелой одного из захватчиков, которые можно увидеть по сей день, должны были остаться на чудотворной картине с того времени. Опустился туман, в котором ряды их врагов смешались, так что они были вынуждены прорвать осаду и отступить. Одна из легенд также гласит, что во сне Защитник Неба приказал князю перенести чудотворную икону в Ясную Гору, Ченстохову. Следуя этой версии легенды, князь Владислав в 1382 году основал монастырь на Ясной Гуре. (начало собрания - он был назван в результате множества чудес, которые там произошли) и он перенес туда «чудотворную святость», доверив ее сохранение Ордену Павла . Спустя несколько десятков лет монастырь был ограблен гуситами . Отняв у него все сокровища, они хотели забрать и чудо-картину, но невидимая сила остановила лошадей, и телега со святостью не двинулась с места. В ярости один из разбойников бросил священную икону на землю, а другой ударил его мечом по лицу. Там же справедливое наказание коснулось всех: первого разорвали на части, другому засохли руки, остальные упали замертво или ослепли.

Известна и другая история появления картины в Польше, отличающаяся несколькими деталями. По ее словам, в 1382 году князь Владислав хотел перевезти чудотворную икону в Ополе , но по дороге телега с иконой должна была остановиться в Ченстохове, и лошади не хотели двигаться. Признавая это знамением Божиим, князь оставляет икону в местном монастыре. В 1430 году на святилище напала группа профессиональных преступников во главе с польской знатью - Якуб Надольный из Рогова, герб Дзялоша, Ян Куропатва из Лачухува, герб Шренявы, и Федор Острожский, князь Волынский. Вот что писал об этом событии Ян Длогош:

В то время часть польской знати, опустошенная расточительством и обремененная долгами, полагала, что Ченстоховский монастырь на Ясной Гуре, орден Св. Павел Первый Отшельник, у него были большие сокровища и деньги, потому что благочестивые люди со всей Польши и соседних стран (...) собрали (...) много негодяев (...) они напали на упомянутых Полин монастырь. И не найдя в нем ожидаемых сокровищ и разочаровавшись в надеждах, они затащили кощунственные руки к церковной посуде и утвари, вроде чаш, крестов и местных украшений. Они даже лишили изображение Нашей Славной Дамы золота и драгоценностей, которыми его украсили набожные люди. Не удовлетворившись добычей, они проткнули лицевую сторону картины мечом и сломали доску, к которой примыкало изображение, так что казалось, что это не поляки, но чешские кацеры совершили такие жестокие и безбожные дела. Совершив такое изнасилование, скорее испорченные преступлением, чем обогащенные, они сбежали с маленькой добычей. Долгое время считалось, что изнасилование совершили чешские хулиганы, проживающие в соседних городах и замках Силезского края. И уже король Владислав и польские сеньоры начали подумывать о том, чтобы отдать войну чехам, но когда дело было раскрыто и все прояснилось, эти злодеи из польской знати были сурово наказаны, и многие были брошены в тюрьмы. []

Связанные с западной традицией реставраторы, которые в 1434 году в Кракове подвергали разрушенную икону консервации, мало что оставили в ней от первоначального «греческого стиля».

В середине семнадцатого века шведский король Карл X Густав , захвативший Варшаву и Краков, потерпел поражение при Ченстоховском монастыре на Ясной Гуре. В результате осады был приписан к чуду , вызванное Марии, в то время как картина не была даже на Ясной Гуре, как это было ранее перевезены в безопасное место в Mochów около Глоговек страха быть захвачен шведами . Король Ян Казимеж , вернувшись во Львов , объявил клятву, в которой рекомендовал свое государство защищать Богородица, назвав ее польской королевой. Война со шведами в 1656 году закончилась для Польши благополучно.

По распоряжению Папы Климента XI 1716 года епископ Хелмский Кшиштоф Анджей Ян Шембек короновал чудотворный образ папскими коронами 8 сентября 1717 года.

С 10 сентября 1770 г. по 18 августа 1772 г. отряд Барских конфедератов во главе с Казимиром Пуласки оборонялся в Ясной Гуре . Неоднократный штурм превосходящих русских войск стал символом активного сопротивления и выдержал огонь конфедерации в Содружестве . Солдаты Конфедерации особенно любили это изображение, размещая его на своих горжетах и знаменах.

В храме монастыря в Ченстохове хранится особая книга, в которой засвидетельствованы многие чудеса, совершенные перед чудотворной картиной. Создано множество изображений и копий иконы, которые можно найти в католических и православных церквях.

В 1813 году, когда русские войска вошли в Ченстоховскую крепость, настоятель и братья монастыря подарили генералу Сакену копию чудотворной картины. Затем икона была доставлена ​​в Санкт-Петербург и помещена в Казанском соборе .

После Второй мировой войны изображение Ченстоховской Богоматери часто помещали на нагрудники солдат подполья независимости . Во время движения «Солидарность» изображение ассоциировалось с демократическими движениями. Миниатюрную картину Лех Валенса до сих пор носит на лацкане лацкана .

ИКОНА

До сих пор точно не установлена ​​дата создания картины. Икона написана (написана) темперой на деревянной доске размером 122,2 х 82,2 х 3,5 см. Он представляет собой Пресвятую Деву Марию. стоя с младенцем Иисусом на руках. Мария смотрит на верующих, что подчеркивается прежде всего ее доминирующим лицом. Лицо Ребенка колеблется в сторону зрителя, но не смотрит на него. Оба лица объединяет выражение отражения, как бы некоего отсутствия и серьезности. Правая щека Богоматери обозначена двумя параллельными линиями, третья прорезана по линии носа. На шее шесть порезов, два из которых хорошо видны, а четыре более слабые. Иисус покоится на левом плече Марии, одетой в платье карминного цвета.

В левой руке он держит книгу, а правую поднимает вверх характерным жестом учителя, правителя или благословения. Правая рука Мэри лежит на ее груди. Сине-темно-синее платье и плащ Марии того же цвета украшены мотивами золотых лилий . На лбу Богородицы нарисована шестиконечная звезда. Основной фон картины - голубовато-зеленый, переходящий в оттенок морской волны. Доминирующим элементом иконы являются золотые нимбы вокруг голов Марии и Иисуса, которые сливаются в одну композицию, составляя очень характерную деталь, контрастирующую с темным цветом лица фигуры.

Культ иконы неразрывно связан с украшением образа Марии и Младенца дорогими обетными подношениями. По крайней мере, до середины 15 века украшения прикрепляли непосредственно к доске с картинками.

В 1430 году Ясна Гура была разграблена. Прилагаемые к картине подношения по обету были сорваны, а сама доска уничтожена. В годы 1430 - 1434, за счет Владиславом Ягайло, то картина была отремонтирована. Видные порезы на шее и лице - видимое свидетельство разрушения картины и последующей реставрации. После реставрации картина была заново украшена золотыми и серебряными листами.

Со второй половины 17 века картину стали украшать платьями, которые, являясь самостоятельной, компактной и сменной декоративной конструкцией, могут использоваться в зависимости от текущих потребностей. В настоящее время существует восемь платьев для образа Ченстоховской Богоматери. В настоящее время картина облачена в новейшее платье: янтарное и блестящее.

Указом Папы Климента XI от 8 сентября 1717 года Чудотворный Образ был коронован, первым получившим папские права за пределами Рима. Короны были основаны королем Польши Августом II Сильным , но они не были надеты, считая их недостойными, были приняты только те, которые были присланы папой Климентом XI , церемонию провел епископ Познань Кшиштоф Антони Шембек, с участием 200 000 паломников. После кражи короны на ночь с 22 на 23 октября 1909 года, были повторно коронация образа 22 мая 1910 крон Произведения подаренного Пия X . Его изготовил епископ Станислав Здзитовецкий. с участием около полумиллиона паломников со всех трех перегородок. Короны св. Пий X украшал «Чудотворный образ Ясной Гуры» до 2005 г. Чудотворный образ короны Папы Иоанна Павла II и новое платье - платье из янтаря.

ИССЛЕДОВАНИЕ

Образ Ясной Гуры стал предметом многих исследований и спорных гипотез. Датируется VII веком (Т. Крушинский), XI веком (Ch. Rohault de Fleury), XIII веком (В. Подлах), рубежом XIII и XIV веков (С. Тоткович, Ф. Копера). , Польский 14 век (Б. Ротемунд), до 1382 г. (К. Перадска); это было произведение в традициях греко-римской живописи, перекрашенное в XV веке (М. Скрудлик) или копия, сделанная после 1430 года по оригиналу V века, на рубеже VI и VII веков, или в начале IX века (Р. Козловский, С. Шафранец). Среди неоднозначных мнений о среде его создания - Я. Фиялек (Болонская школа), Тоткович (творчество Пьетро Каваллини ), Перадска (Сиена), Э. Снежиньской-Столот (кружок Симоне Мартини ) высказываются в пользу Итальянское происхождение. ); для византийцев - вкл. М. Валицкий, Б. Даб, Т. Мроцко, А. Рогов и чех - К. Эштрейхер.

В 1984 году Анна Ружицкая-Брызек и Ежи Гадомский подвергли картину тщательному анализу. Они заявили, что картина перекрашивалась дважды, поэтому картина состоит из трех перекрывающихся слоев: первый, иконический, был создан в XII-XIII веках; после него осталась основная композиция картины; второй слой - итальянский (середина XIV века) - современная живопись; третий слой - это перекраска, сделанная в Польше во время консервации (1430-34 гг.) после нашествия гуситов. Таким образом, эти исследователи пришли к выводу, что иконография картины имеет византийское происхождение, но создавалась она в кругу латинского искусства. Они отвергли тезисы о византийско-русинском, чешском или венгерском происхождении .

КУЛЬТ

13 апреля 1904 г. Пий X по просьбе Станислава Здзитовецкого, епископа Влоцлавека, и польских отцов-Павлов утвердил праздник Ченстоховской Богоматери в обряде I степени с октавой для Ясной Гуры. Этот праздник должен был отмечаться в среду после 24 августа. Впервые праздник отмечался 29 августа 1906 года. В 1931 году Пий XI утвердил 26 августа как праздник в честь Ченстоховской Богоматери. Распоряжением Конгрегации обрядов от 26 октября 1956 г. богослужение было предоставлено всем епархиям Польши. Однако в традициях Православной Церкви Ченстоховская икона Божией Матери отмечается 6 марта (19 марта по григорианскому календарю).