"...Шепот грустный, говор тайный,
Как в груди проснешься ты
От неясной, от случайной,
От несбыточной мечты!.."
Каролина Павлова
Мне в руки бережно уложили красивую тарелку, похожую на большую чудную рыбу, расписанную диковинными узорами. Когда мы с рыбой вышли на улицу, она ожила, краски заиграли на солнце и....рыба заговорила. Только вот говорила она очень тихо, услышать можно было только приложив тарелку к уху. И как огромная раковина, в которой живет гул моря, большая тарелка-рыба начала потрескивать и тихонько шуметь, рассказывая мне свои керамические рыбные тайны...
Волшебство началось с того момента, когда мы вошли во двор дома знаменитого Риштанского мастера-гончара Алишера Назирова. Укрытый тенью деревьев со всех сторон, дышащий прохладой «островок жизни», это не просто двор, а настоящий музей прикладного искусства, где собраны предметы старинного быта и главное, богатейшая коллекция керамики.
Здесь же, под навесом, стоит гончарный круг и дальше в тени, в глубине - печь для обжига
Несколько часов, которые мы провели у Алишера Назирова пролетели незаметно за разговорами, осмотром коллекции старинных керамических изделий. Мастер рассказывал о своих работах и учениках, объяснял значения узоров на ляганах и смысл сочетания тех или иных красок. Но вот наступил час Х - время открытия печи для обжига. Это настоящее священнодействие, участие в котором принимают и ученики мастера. Каждое изделие бережно вынимается из печи и выносится на улицу. Нам тоже разрешили поучаствовать в этом ритуале. Затем все нужно помыть и краски заиграют по новому, ярко и интересно...
Алишер Назиров - мастер по росписи изделий, «Усто Наккош».С 1980-х годов постоянный участник выставок в Узбекистане и за рубежом. В 1994 году стажировался в Японии, создал свыше 80 работ в мастерской учителя Исожичи Асакура - мастера школы Кутан.
Алишер Назиров набирает учеников, 12 летних ребят "когда они приходят в мастерскую, у них, как и у меня тогда, разбегаются глаза. И точно так же я плачу им деньги. Но мастер не просто учит ремеслу. Так получается, что ученик проводит с ним больше времени, чем дома. Поэтому, когда родители приводят ребенка, они испокон веков говорят: «Мясо ваше, а кости наши — когда кость есть, мясо всегда нарастет!» Получается, мастер по статусу становится выше родного отца. Он передает свой жизненный опыт, а ученик должен его беспрекословно слушаться. Философия росписи — это в каком-то смысле и внутренний мир мастера тоже. Самое важное для меня — передавать эти знания своим ученикам.", говорит Мастер....