« Ваш ребенок с трудом решает логические задачи, долго считает в уме, а над задачами из нескольких действий он готов ломать голову часами» — эти фразы бросают в отчаяние родителей школьников. Первое желание в этой ситуации — больше заниматься, прокачать математическое мышление до высшего уровня, как компьютерную игру.
Но, в первую очередь, чтобы мотивация в улучшении математических навыков не упала до 0, расскажите ребенку, где в жизни ему пригодится математика: в магазине, в путешествиях, на работе. Для убедительности, рассказывайте случаи из своей жизни. И только когда ребенок будет мотивирован, переходите к занятиям.
Математическое мышление — это не только быстро проводить расчеты, решать логические задачи, но и объективно воспринимать информацию, перепроверять ее, смотреть в корень вопроса, делать собственные выводы. Люди с хорошо развитым математическим мышлением уверены, что всегда есть выход из любой ситуации, они ставят цели и разрабатывают поэтапный план их достижения. Поэтому так важно развивать в маленьком человеке математические способности и мышление.
Психолог Илья Каплунович выделяет 5 типов математического мышления:
- Топологическое мышление — отвечает за связь и единство в логических операциях. Люди с таким мышлением никогда не действуют наугад. Вначале они разбираются в проблеме со всеми деталями, а затем доводят решение до конца. Люди-топологи аккуратны, дотошны, медлительны, но они всегда доводят начатое до конца. Начинать работу над развитием топологического мышления можно к 3 годам. Для этого вам не потребуется специальных игрушек или знаний. На помощь придут простейшие игры: найди отличия между картинками, что лишнее, найди сходство, объедини предметы в группы. Для детей постарше суть задания остается та же, но с усложнением по возрасту.
- Порядковое мышление — именно оно отвечает за последовательность логических операций: помогает выработать определенный алгоритм действий и схем, придает значение линейному порядку, а так же размерам, формам, отношениям (ближе-дальше, больше-меньше и т.д.). Эта форма мышления встречается чаще других, потому что именно ему учат в школе. Люди с таким мышлением педантичны, следуют правилам, соблюдают инструкции. Порядковое мышление начинает развитие вслед за топологическим, т.е в 3-4 года. Игры на его развитие: первый счет до 5 на примере ступенек, пальчиков или игрушек. Детей старшего возраста учим формам и сравнению: геометрическим фигурам, их объединению, больше — меньше.
- Метрическое мышление — развивается вслед за первыми двумя типами. Отвечает за счет, позволяет хорошо оперировать цифрами и различными величинами. Люди-метристы заранее знают к какому результату они должны прийти, все абстрактное и неопределенное для них за гранью понимания. Их главными свойствами являются: просчет своих действий наперед, осторожность и предусмотрительность. Игры для развития мышления: шахматы, шашки, домино, лото — для изучения и запоминания чисел.
- Алгебраическое мышление — отвечает за выработку алгоритмов, структурирует информацию, построение новых комбинаций. Мышление характерно для конструкторов и инженеров. Люди с таким типом легко переключается между задачами, легко упрощают сложное в простое. Игры на развитие алгебраического мышления: электронный конструктор, танграм, пазлы, сложить картинку из палочек (спичек или счетных), выложить картинку из предложенных геометрических фигур — используйте любую игру в зависимости от возраста ребенка.
- Проективное мышление — заключается в умении смотреть на задачу с разных сторон, находить нестандартные пути решения. Люди с таким мышлением доказывают теоремы, имеют лидерские качества, быстро оценивают ситуацию и делают выводы. Игры на развитие проективного мышления: предложите ребенку составить план комнаты или дома, решить задачи на логику, а по пути в детский сад или школу — отгадывайте нестандартные загадки на логику или абстракцию.
В той или иной мере 5 типов мышления есть в каждом из нас. Но обычно ведущим является какой-то один тип. Однако нужно стараться развивать все типы математического мышления. Для успешного развития нужно найти тот тип мышления, который развит меньше других и уделить ему больше внимания. Это можно сделать, пройдя тестирование в интернете, или просто понаблюдать за ребенком. При топологическом мышлении ребенок легко перечислит все предметы в комнате; при порядковом расскажет об их размерах, формах. Если в большей степени развито метрическое мышление, то ребенок назовет размер помещения и количество предметов; с алгебраическим мышлением может упорядочить все предметы в соответствие со своим представлением, или назвать только "наиболее важные" с его точки зрения. С проективным мышлением малыш перечислит не только предметы в комнате, но и расскажет подробности, что где стоит и для чего оно нужно.
Математическое мышление тесно связано с пространственным, поэтому его развитию также следует уделять время. Занятия на развитие математических способностей вы найдете на обучающей платформе «Разумейкин». Задания составлены с учетом возраста ребенка, а также сгруппированы по уровням сложности.
Присоединяйтесь! Для каждого возраста есть бесплатные пробные задания.