В творчестве сюрреалистов большое значение имеют не только сами зрительные образы, но и названия картин и коллажей. Из одних названий к полотнам Сальвадора Дали, если собрать их вместе, можно составить отличный кусок сюрреалистической прозы.
Например, вот лишь некоторые названия картин Дали - "Пригород параноидального критического города, во второй половине дня на окраине европейской истории":
Или - "Химик Ампурдана в поисках абсолютного ничего".
И конечно же, знаменитое - "Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения". Просто название романа, а не картины.
Названия картин Сальвадора - лишнее подтверждение его гениальности, и вряд ли ему тяжело давалось их придумывание.
Ведь Дали написал книги "Дневник одного гения" и "Моя тайная жизнь", которые по степени литературного мастерства и причудливости вполне способны дать фору корифеям прозы не только его времени, но и времени сегодняшнего. Дали был не только художником, но и превосходным писателем.
Тоже самое касается художницы Леоноры Каррингтон.
Она не только оставила огромное живописное наследие, но и книги сюрреалистической прозы с оттенками абсурда и черного юмора: "Слуховая трубка", "Дом страха" и "Каменная дверь". На русский язык пока переведена только "Слуховая трубка", но это уже настоящее счастье для любителей подобного рода литературы. Те, кто любит "Алису в стране чудес" и магический реализм, просто не могут пройти мимо прозы Каррингтон.
Некоторые названия картин Леоноры Каррингтон - "Охота горностая", "Мать, делающая второе предупреждение", "Алхимия предков", "Король рыбак". Они намекают на таинственность происходящего на полотнах.
Как видим, над названиями картин сюрреалистов можно долго размышлять, и эти названия сами по себе способны дать толчок воображению, даже без картин. То же самое относится к названиям картин Магритта, Ремедиос Варо, Макса Эрнста и многих других.
Названия картин Магритта - "Это не трубка", "Фальшивое зеркало", "Будущее статуи", "Коллективное изобретение".
Подписи под полотнами и коллажами Макса Эрнста тоже звучат как отрывки стихотворений или фрагменты сюрреалистических пьес и драм абсурда: "Европа после дождя", "Лес и голубь", "Король Убю", "Голос Анжелики", "Лошадь немного больна", "Над облаками идет полночь", "Гидрометрическая демонстрация убийства температурой".
Можно сказать, что почти все сюрреалисты были не только живописцами, умеющими виртуозно управляться с красками и кистями, но и блестящими литераторами.
Сюрреалисты играли со словами и не просто играли, а им очень нравилось это занятие. Отсюда — такие длинные и порой очень странные названия картин. Они и сегодня служат для зрителя источником вдохновения, завораживая и приглашая в таинственный мир, где птицы умеют разговаривать и совершают ритуальные шествия, а призрак печатной машинки способен предсказывать будущее.
Спасибо, что прочитали!