Як-9Т (танковый) с мотором М-105РФ и пушечным вооружением был одной из первых модификаций серийного Як-9.
Як-9Т был построен ОКБ А.С.Яковлева в январе 1943 г. согласно постановлению ГКО от 25 декабря 1942 г., испытание вооружения проходило в январе-феврале 1943 г., летные испытания в НИИ ВВС проходил в феврале - марте 1943 г.
Вооружался он 37-мм мотор-пушкой ОКБ-16 11-П-37, позже названной НС-37 и одного 12,7-мм пулемета УБС. Вес вооружения по сравнению с простым двухбачным Як-9 вырос два раза. Он был вооружен одной 20-мм пушкой ШВАК и одним пулеметом УБС.
Мотор ставился ВК-105ПФ мощностью 1 180 л. с. Максимальная скорость у земли составляла 533 км/ч, на высоте 597 км/ч. Практическая дальность 735 км. Скороподъемность 910 м/мин. Практический потолок 10 000 м.
Пушка 11-П-37 представляла собой 37-мм пушку Таубина и Бабурина БМА-37, работа над которой шла небыстро, по сути конструкторы прекратили ее доработку, так как в то время Шпитальный уже создал свою пушку такого же калибра. После ареста Таубина и Бабурина пушкой стали заниматься Нудельман и Суранов. Наземные испытания закончились в августе 1942 г. Войсковые испытания на ЛаГГ-3 прошли в апреле-мае 1943 г., после чего она была принята на вооружение.
Пушку ставили в развале двигателя для стрельбы через полый вал редуктора и втулку винта, крепилась к двигателю и планеру. Ствол выступал из кока винта на 160 мм.
Пулемет был слева в верхней части фюзеляжа, с его помощью пристреливались, для огня из пушки. В патронные ящики влезало 30 - 32 снаряда и 200 - 220 патронов. Питались пушка и пулемет металлической лентой. Гильзы и звенья от пушки и пулемета собирались в специальные места в фюзеляже. Перезарядка орудия пневматическая. Управлялись пушка и пулемет раздельно, от электропневмоспуском ЭПС-1, кнопки размещались на ручке управления.
Прицеливался пилот с помощью механического кольцевого прицела ВВ-1 (воздушного визира), он состоял из кольца, внутри кабины летчика и мушки на фюзеляже.
На передней кромке крыла были нанесены метки, для стрельбы по наземным целям. Они обеспечивали постоянство ввода самолета в пикирование и необходимую дистанцию для открытия огня.
Установка тяжелой 150 кг 37-мм пушки потребовала усиления каркаса фюзеляжа в передней части, кабину пилота сдвинули назад, что ухудшило обзор вперед, но улучшило обзор назад, поскольку центровка сдвинулась назад самолет стал более маневренным.
37-мм пушка потребовала лучшего выполнения монтажных работ, так как сильная отдача нарушала соединения трубопроводов, появлению трещин и разрушению отдельных деталей.
Боекомплект пушки составлял 30 выстрелов. К недостаткам относилась невозможность вести огонь длинными очередями (2 - 3 выстрела), так как сбивался прицел, самолет опускал нос и тормозился в воздухе.
С другой стороны прекрасная баллистика орудия позволяла вести огонь на дистанциях 600 - 1 000 метров. Для поражения врага требовалось 1 - 2 попадания. Вероятность попадания ограничивалась только несовершенным прицелом.
Был еще один недостаток, конструкторы не предусмотрели установку дульного тормоза, тогда и возможно пушка могла бы стрелять очередью.
Согласно постановлению ГКО от 18 февраля 1943 г., все Як-9Т должны были выпускаться с 1 марта 1943 г. в варианте дальнего истребителя с запасом топлива 480 кг. Но с таким количеством топлива летные данные ухудшались, падала скорость и скороподъемность. Поэтому Як-9Т выпускались с 330 кг горючего и полетной массой 3 025 кг.
С такой массой Як-9Т стоял по летным качествам на уровне двухбачного Як-9, уступая в вертикальном маневре. По массе секундного залпа Як-9Т превосходил Ме-109G-2 трехточечный в 2,24 раза, пятиточечный - 1,16 раза, Ме-110 в 1,31 раза, "Фокке-Вульф" 109А-8 - в 1,09 раза.
По сравнению с G-2 c тремя пушками и двумя пулеметами, Як-9Т был быстрее до высоты 4 6000 м. На этой высоте скорость уравнивалась, а выше был быстрее "Мессершмитт".
По скороподъемности до высоты 2 500 - 3 000 м и выше 4 000 м Як-9Т уступал Ме-109G-2. На высотах 3 000 - 4 000 м вертикальные скорости самолетов были примерно равны.
По горизонтальному маневру Як-9Т имел преимущество перед Me-109G-2 до 5 000 м, у советского самолета был меньше радиус и время виража.
Вертикальный маневр Як-9Т делал лучше до высоты 3 000 м, от 3 000 - 4 500 м показатели сравнивались, а выше был лучше немец. К тому же Ме-109G-2 имел тяжелое управление и если пилот перетягивал ручку управления самолет валился в штопор.
На пикировании "Мессершмитт" уходил от "Яка", но выводился тяжело и медленно. Советский самолет мог атаковать его на выходе из пикирования.
У "Мессеров" к тому же был плохой обзор задней полусферы.
С марта по июнь 1945 г. завод № 153 выпустил 2 748 самолетов.
Як-9Т начал воевать в начале 1943 г. Он успешно использовался для борьбы с судами на Черном море.
Испытывались "Яки" летом 1943 г. на Центральном фронте в 16-й воздушной армии с 5 июля по 6 августа 1943 г. На Як-9Т летали 80 пилотов шести полков 273-й истребительной авиадивизии 6-го истребительного авиакорпуса и 1 гвардейской Сталинградской истребительной авиадивизии. Было потеряно 12 противотанковых "Яков", причем было заявлено сбитыми 49 вражеских самолетов. "Яки" расходовали на один сбитый самолет 31 37-мм снаряд и некоторое количество 12,7-мм пуль.
С 17 августа по 18 сентября 1943 г. 12 Як-9Т и Як-9Д проходили войсковые испытания в 18-й гвардейском истребительном авиаполку 1-й воздушной армии на Западном фронте. Як-9Т провели 172 боевых вылета и налетали 151 ч 54 мин, провели 47 боев, сбили 9 и подбили 2 самолета врага, в том числе по четыре "Фокке Вульфа" 190, He-111, два Ю-87 и один разведчик "Фокке-Вульф" 189. Потеряли при этом три Як-9Т.
Появление Як-9Т повысило моральный дух советских пилотов, так "Фокке Вульфы" 190 легко шли на встречную атаку с Як-1, но потом они стали избегать лобовых атак "Яков".
37-мм пушка позволила увеличить дистанцию огня, что позволяло поражать бомбардировщики не попадая под кинжальный огонь его стрелка.
Наиболее выгодной дистанцией для огня по истребителям была 100 - 400 м, по бомбардировщиков 500 - 600 м. При этом имелись осколочные снаряды с самоликвидаторами, что позволяло вести огонь с расстояния 1 000 - 1 200 м и расстраивать строй бомбардировщиков.
Бронебойные снаряды пушки НС-37 могли пробивать 30-мм броню немецких танков с дистанции 500 м под углом до 45 градусов.
Среди летного состава Як-9Т пользовался большой популярностью.
В заключении по войсковым испытаниям отмечалось, что Як-9Т для ВВС КА является нужным, включать в истребительные авиаполки противотанковые самолеты в количестве 50 - 70 %, сажать в "Яки" воздушных снайперов.
Противотанковые Як-9Т сыграли большую роль в завоевании господства в воздухе.
Спасибо за прочтение.
Источник: Уголок неба.