Как ораторию и музыкальную пьесу роман «Школа для дураков» Саши Соколова пересказать невозможно, да и тема памяти-времени эмоционально-философская, бессюжетная.
Это «проэзическое» произведение, где дуэты сменяются ариями, им вторят речитативы.
Уже в заглавии на это есть прямое указание: «школами» называли сборники этюдов и пьес для начинающих музыкантов. Как воспринимать вторую часть заглавия? «Для дураков»? В русском фольклоре Иванушка-дурачок – герой преуспевающий. Может, это намек на то, что текст – школа литературного мастерства для современных прозаиков. Можно иначе расшифровать смысл: это про «обдуренную» большевиками Россию.
Главный герой – мальчишка с раздвоенным сознанием, шизофреник. В какой-то момент он думает, что у него две личности, он не разделяет иллюзию и свою мечту. Но это герой добрый, излучающий внутреннюю теплоту.
Действие происходит то на даче, то в школе для «слабоумных». Дача принадлежит отцу мальчика, прокурору, суровому машиноподобному, неприятному человеку.
В школе мальчик раскрепощается: он любит Вету Аркадьевну, привязан к учителю географии Савлу (Павлу Петровичу Норвегову). Географ же влюблен в свою ученицу Розу Ветрову.
Почему-то в реальность женских образов романа верится с трудом: Вета Аркадьевна легко превращается в воображении мальчика в ветку акации, а ветка – в железную дорогу, по которой можно доехать из города до дачи. Роза Ветрова модифицируется в «розу ветров» - символ учителя Норвегова и его профессии, учитель не терпит фальши и лжи, за что его ненавидят коллеги, особенно директор Перилло.
В центре три сюжетных линии: влюбленность героя в учительницу и его внутренние переживания, история ее отца, репрессированного академика Акатова, раздвоение героя, сорвавшего речную лилию «нимфея альба», история увольнения «по щучьему веленью» и загадочная смерть учителя Норвегова, о ней он сам рассказывает ученикам, что пришли к нему на дачу.
Единственная взаимная любовь в романе – любовь героя к русскому языку, искренняя и страстная.
Три эпиграфа – ключ к основным сюжетным линиям.
«Но Савл, он же Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой неправды» Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» - это эпиграф из «Деяния Апостолов».
Он связан в Павлом (Савлом) Петровичем, развенчивающим школьную ложь и фальшь. От слов веет стилем «плетения словес» 16 века:
«Опиши челюсть крокодила, язык колибри, колокольню Новодевичьего монастыря, опиши стебель черемухи, излучину Леты, хвост любой поселковой собаки, ночь любви, миражи над горячим асфальтом… Преврати дождь в град, день – в ночь, хлеб наш насущный даждь нам днесь, гласный звук сделай шипящим».
Второй эпиграф представляет собой группу глаголов-исключений, зарифмованных для лучшего запоминания: «гнать, держать, бежать, обидеть, слышать, видеть и вертеть, и дышать и ненавидеть, и зависеть и терпеть».
Сюжетно о связан с трудной жизнью ученика специнтерната. Весь мир мальчика состоит из осколков слов и фраз, языковые игры – часть его внутреннего мира. Это поезд слов, олицетворяющий Россию, оболганную и униженную:
"Наконец поезд выходит из тупика и движется по перегонам России. Он составлен из проверенных комиссиями вагонов, из чистых и бранных слов, кусочков чьих-то сердечных болей, памятных замет, деловых записок, бездельных графических упражнений, из смеха и клятв, из воплей и слез, из крови и мела… из добрых побуждений и розовых мечтаний, из хамства, нежности, тупости и холуйства. Поезд идет… и вся Россия, выходя на проветренные перроны, смотрит ему в глаза и читает начертанное - мимолетную книгу собственной жизни, книгу бестолковую, бездарную, скучную, созданную руками некомпетентных комиссий и жалких оглупленных людей".
Третий эпиграф из новеллы По «Вильямс Вильсон»:
«То же имя, тот же облик».
В новелле Эдгара По герой убивает двойника-преследователя, а убивает себя самого. Так и Норвегов рассказывает ученикам, что «умер к чертовой матери».
В центре романа эпизод инициации героя: срывая речную лилию, он уподобляется пушкинскому пророку:
"Я слышал, как на газонах росла нестриженая трава, как во дворах скрипели детские коляски, гремели крышки мусоропроводных баков, как в подъезде лязгали двери лифтовых шахт и в школьном дворе ученики первой смены бежали укрепляющий кросс: ветер доносил биение их сердец. Я слышал поцелуи и шепот, и душное дыхание незнакомых мне женщин и мужчин".
Интересен в романе ход времени: в финале герой и автор идут по улице и теряются в толпе.
Что вы думаете о героях романа «Школа для дураков» и его идеях?
Ждем ваших комментариев на канале «Фильмокнижие»