Найти в Дзене
Технология.

Волшебный шарик в масле.

Мир состоит из технологий, я технолог.
Российский рынок добавок и присадок для двигателей внутреннего сгорания, достаточно разнообразен. В основном он сформировался в конце 90-х начале 2000 годов, когда многие закрытые разработки, всместе со своими авторами, отраслевых НИИ попали на свободный рынок.
В ассортименте автохимии, вернее добавок для ДВС, на сегодняшнее время присутствуют более двух
Оглавление

Мир состоит из технологий, я технолог.

Российский рынок добавок и присадок для двигателей внутреннего сгорания, достаточно разнообразен. В основном он сформировался в конце 90-х начале 2000 годов, когда многие закрытые разработки, всместе со своими авторами, отраслевых НИИ попали на свободный рынок.

В ассортименте автохимии, вернее добавок для ДВС, на сегодняшнее время присутствуют более двух десятков препаратов различного типа.

В основном препараты, используемые в двигателях внутреннего сгорания, имеют существенные различия по питу основного компонента и разделяются на препараты, изготовленные на основе минеральных порошков серпентинита, группа геомодификаторов трения.

Пара самых известных брендов такие как «Форсан» и «Супротек».

В недавмем прошлом в автомагазинах магазинах присутствовали и другие препараты сходные с перечисленными, но к сожалению не выдержали конкуренции рынка и сгинули в небытие.

Геомодификаторы трения производят микрошлифовку поверхностей трения двигателя с образованием защитного металлокерамического слоя. Образовавшийся слой отличается низким коэффициентам трения и износа.

Вторая, очень многочисленная группа препаратов, вернее по своему действию относящихся к присадкам это - металлоплакирующие составы
Из самых известных названий, вспоминается:
«Ресурс», РиМЕТ.

Данный тип присадок содержит различные мягкие металы, как правило в виде мелкодисперсных прошков. При попадании, добавки, в зону трения на трущихся поверхностях образуется защитный, укрывающий слой. Имееется термин данного слоя: "Плакирующий", т.е. буквально залечивающий микродефекты, что способствует улучшению работы подшипников и других элементов коленчатого вала двигателя и цилиндро-поршневой группы.

И еще одна группа — пресадки, формирующие защитные слой и осуществляющие химическое воздействие на поверхности трения. Тактие присадки еще называют: "Кондиционеры металов", образующие металлоорганические слои.

В этих препараты введены активные вещества — хлорпарафины и полиэфиры, специальные группы органических веществ, которые в условиях высоких температур и давлений в зонах трения и переводя в ионное состояние металлические продукты износа и возвращают их в зоны трения.

Встречаются экзотические добавки на основе наноэлементов — различные «жидкие алмазы», «фуллерены», тефлонсодержащие присадки.

На примере модифицированных фуллеренами моторных масел расскажу принцип действия углеродного модификатора.

Основные испытания проводились на приборе для испытаний и расчета коэфициента трения модифицированного моторного масла, прибор называется - трибометр Т RB - S - DE , швейцарской фирмы CSM Instruments.

Трибометр ТRB-S-DE, швейцарской фирмы CSM Instruments
Трибометр ТRB-S-DE, швейцарской фирмы CSM Instruments

Для испытаний моторное масло было модифицировано:

- фуллереновой сажей, с общим содержанием фуллеренов не менее 10%
- фуллереновой смесью
- фуллерена С60 чистотой от 99 до 99,9 масс %

Фуллереновый модификатор вводился в моторные масла до растворения в масле.

Растворимость фуллеренов значительно зависит от типа растворителя и его температуры. Типичные значения истинной растворимости составляют 20-40 мг на литр масла. Поэтому можно вводить в масла от 0,005 до 0,1 масс. % фуллеренов. Если вводить в масло избыточное количество фуллерена, то это на ттрибоиспытаниях отрицательно не скажется, т.е. в паре трения может находиться незначительное их количесво, а большая часть фуллеренов будет в масле балластом.

Коэффициенты трения пары палец-диск в масле М-10Г2К от нагрузки при введении в масло фуллереносодержащих нанопорошков различной концентрации
Коэффициенты трения пары палец-диск в масле М-10Г2К от нагрузки при введении в масло фуллереносодержащих нанопорошков различной концентрации

При испытаниях фуллереновая сажа почти полностью растворялась в масле. Поэтому она вводилась в масло дважды, но не дала значительных триботехнических результатов. А фуллерен С60 с концентрацией 0,1 % значительно уменьшил коэффициент трения.

Что происходит при измерении. Фуллерен состоит из 60 атомов углерода, моторное масло - производная углеводородов. Происходит растворение фуллерена в моторном масле, при этом фуллерен переходит в молекулярное состояние. Т.е. он растворяется в моторном масле до молекулярного состояния. При этом образуется в моторном масле определенная нано структура. Фуллерены сильнейшие антиоксиданты, введеные в моторные и машинные масла они уменьшают окисляемость масла при повышенных температурах.

Если по простому, при работе двигателя на высоких оборотах и высоких температурах масло перегревается и начинает интенсивно терять смазывающие свойства. Как следствие начинается интенсивный износ металла в парах трения.

Фуллерены, введенные в масла увеличивают температуру стойкости масла к окислению с + 350 до 500 С.

На графике видно, что модифицированные масла, снижают коэффициент трения.

Так, что если Вам попадутся моторные масла модифицированные фуллеренами, не пугайтесь. Двигателю, особенно с пробегом такое масло не помешает.

Подписывайтесь и ставьте лайки!

С уважением, Ваш Технолог!