Недавно сестра моего мужа прислала видео из Likee (это тикток для детей). Там совсем юная бьюти-блогер учит красить губы и рисовать стрелки. Поверх своих ресниц она наклеила еще пару слоев пучков и брови нарисовала, как у Марфушеньки-душеньки. Нашей Ане одиннадцать, и она очень хочет выглядеть, как этот блогер. Анечка – натуральная блондинка с черными ресницами, голубыми глазами и розовыми губами. У нее есть своя мини-лаборатория с блестками и пигментами, она смешивает разные текстуры и цвета и наносит их на свое юное лицо. Вопрос, хочет ли она когда-нибудь увеличить губы или подкорректировать форму скул, как это явно сделала ее кумир, я задавать не стала. Побоялась портить отношения со свекровью, мало ли, малышка пойдет уточнить у мамы, не пора ли. Рискнула обратиться к двенадцатилетней дочери главного редактора «Татлера» Ксении Соловьёвой. Пронесло! Рассудительная Саша, у которой уже есть аккаунт в тиктоке, ответила, что хочет татуировку, а вот губы и скулы ее вполне устраивают.
Но вообще-то фильтры в инстаграме, тиктоке, снэпчате и другие фичи с селфи, вроде приложения MakeApp, сильно ударили по детской психике. Благодаря камере смартфона зумеры уже в средней школе могут диагностировать у себя асимметрию лица и попросить маму отвести их к косметологу. «В последнее время ко мне стали чаще обращаться восемнадцати-девятнадцатилетние дочери моих пациенток – хотят увеличить губы и приподнять скулы, – отмечает Андрей Аленичев, врач-косметолог, к.м.н., директор Клинического института эстетической медицины . – В таких случаях я провожу просветительские беседы не только с девушками, но и с родителями. Делаем, только если есть уверенность, что не утратится индивидуальность юной красавицы. Иногда бывает, что мамы подговаривают пап дать свое согласие. И тогда я получаю звонки из серии: «Сделайте так, чтобы я не испугался».
«Самый популярный запрос у восемнадцатилетних – на контурную пластику, – соглашается с коллегой Оксана Меркулова, врач-косметолог клиники Beauty Trend . – Губы или более четкий овал – все это они подсматривают у своих кумиров из соцсетей. Но ко мне приходят не только девочки. Мальчики смотрят на футболистов и актеров и просят сделать что-то, чтобы выглядеть более брутально».
Согласно результатам опроса британского агентства социологических исследований Survation for You Inside Out, в Англии за последний год количество подростков, прибегающих к косметологическому улучшайзингу, сильно выросло: 6% девушек в возрасте от тринадцати до шестнадцати лет (а это больше ста тысяч) уже подвергли свою внешность изменениям с помощью уколов красоты, не имея для этого медицинских показаний.
Врача-косметолога клиники «Клазко» Елену Чистухину такая статистика не сильно удивляет. Сейчас доктор принимает во флагманском филиале клиники на Большой Грузинской, а во времена работы в Жуковке к ней в кабинет одна за другой заходили студентки британских колледжей, заехавшие погостить к родителям на каникулы, с просьбами поработать над лицом. «В Англии молодежь помешана на губах, носах и щеках даже больше, чем у нас», – делится наблюдениями врач. Тем, кто еще не достиг совершеннолетия, Елена Станиславовна рассказывает холодящую кровь, но вполне реальную историю о «лимите Хейфлика»: «Каждая клетка в организме запрограммирована на то, чтобы поделиться ровно пятьдесят два раза за жизнь. Филлеры с гиалуроновой кислотой, о которых так мечтают воспитанницы Кембриджа, подстегивают фибробласты (клетки, вырабатывающие коллаген и эластин) к делению. И если взяться за это уже в пятнадцать, то к пятидесяти годам делиться будет нечему. Клетка умрет, и некогда юная хайпбистка будет выглядеть на все семьдесят». Молодежь пугается и отодвигает бьюти-планы на невыносимо долгие пару лет вперед.
Константин Липский, к.м.н., вице-президент Российского общества пластических реконструктивных и эстетических хирургов , чаще всего слышит от несовершеннолетних просьбы поправить форму носа. Но если на то нет медицинских показаний – искривления перегородки и нарушения дыхания – отправляет юных падаванов домой. Но перед этим объясняет: «Медицинская лицензия любой клиники подразумевает, что все процедуры по улучшению внешности возможны только с восемнадцати лет, либо с разрешения родителей». В практике Константина Борисовича был только один случай, когда он согласился на уговоры мамы шестнадцатилетней девочки: «У пациентки была ярко выраженная впадина на носу, которая едва не довела ее до депрессии. А это уже показание. С письменного разрешения мамы я отправил девочку заполнить впадину филлерами. Прошло два года, и она передумала делать операцию».
Раньше во всех грехах винили индустрию моды: дескать, дизайнеры представляют свою одежду исключительно на моделях размера XS и тем самым доводят молодежь до булимии. Сейчас пьедестал почета занимают сестры Дженнер–Кардашьян, хип-хопдивы Карди Би и Ники Минаж и, конечно же, блогеры. «Одержимость красивыми селфи, мотивирующими комментариями и, как следствие, возможностью заработать на этом денег приводит многих молодых людей, рожденных после 2000 года, в мой кабинет», – рассказывает популярная у московского света врач-косметолог Виктория Филимонова, больше известная под ником @dr__viki . Сначала зумеры приходят за руку с мамами – лечить подростковые прыщи и угри. А потом отводят доктора в сторону и просят сделать лицо, как у их кумира: «Каждой второй кажется, что нос слишком большой, а из нависающих щек нужно «удалить лишний жир».
Радует то, что, в отличие от Кайли и Ким, некоторые инфлюенсеры все же общаются со своими фолловерами и ведут просветительскую работу. Взять, к примеру, Карину Нигай. Ей двадцать семь, и в том, что она икона красоты, уверены как минимум половина из 2,1 млн ее подписчиков. Среди них есть и тинейджеры. «Недавно в директе мне попалось сообщение на тему буллинга в школе. Девочка писала, что постоянно подвергается травле из-за своей внешности, – рассказывает Карина. – Она видит только два пути. Бросить школу или сделать пластику, потому что новая внешность поможет ей добиться популярности среди одноклассников. Видимо, пора устроить прямой эфир и еще раз напомнить о том, что пластика не изменит того, что внутри. Только уверенность в себе и любовь к жизни сделают вас счастливой». На этой фразе инстакрасавицы я, как любой уважающий себя миллениал, начала зевать.
Но, кажется, с зумерами это и правда работает. Доказательство мне привела тринадцатилетняя звезда «Татлера» Соня Тё – дочь Ольги Карпуть (КМ20) и Павла Тё (Capital Group): «Я люблю макияж, но подписана только на тех блогеров, которые пропагандируют естественную красоту». Основам «макияжа без макияжа» Соня учится у @daniellemarcan, а рисовать стрелки – у @abbyroberts: «Эбби учит делать их карандашом, подводкой или тенями. Недавно по ее совету я даже заказала палетку с сайта Beauty Bay – в ней целых сорок оттенков. Цвет беру по настроению, набираю его очень тонкой кистью и рисую стрелку». Кроме того, Соня учится у блогера тому самому скиллу – принимать себя и любить такой, какая есть. А еще толерантному отношению к выбору других людей. «К изменениям во внешности я отношусь спокойно. Это решение каждого. Если кому-то что-то не нравится в себе, почему бы не провести над этим работу? Никакого негатива у меня к этому нет. Конечно, если «работа над собой» не выходит за рамки. Перекачанные губы, слишком тонкий нос – вот это кажется мне некрасивым».
«С моей точки зрения, все эти процедуры очень упрощают внешность. Девушки теряют индивидуальность и становятся похожими друг на друга, – высказывает свое мнение тринадцатилетняя звезда инстаграма Тоня Худякова. – Но с другой стороны, бывает и так, что процедуры необходимы – например, чтобы скрыть последствия травмы». Дочь Павла Худякова (Hoodyakov Production) и актрисы Корнелии Поляк говорит, что сама не стала бы менять ничего в своей внешности. Тоня занимается бальными танцами и с преображениями знакома с детства: «На соревнованиях нам делают сценический грим: выделяют брови и губы, клеят огромные черные ресницы, сильно корректируют скулы и нос. Но ведь это не просто так. Это делается для того, чтобы судьи и зрители далеко за пределами паркета смогли считать наши эмоции. Это как у театральных артистов, которые громко говорят на сцене, чтобы было слышно на галерке. Но разве они громко говорят в обычной жизни? Нет, ведь это неестественно. Вот и ярко выраженные брови, губы, скулы – это все ненатурально. Лично я даже не делаю коррекцию бровей. Мне не нравится, что большинство девочек вокруг меня прибегают к таким косметологическим уловкам, как микроблейдинг или татуаж. Они становятся настолько похожими друг на друга, что узнать человека по фотографии бровей будет невозможно».
После интервью с девочками я всетаки подошла к младшей сестре своего мужа и спросила, хотела бы она что-то изменить в своей внешности. Та в ответ наградила меня непонимающим взглядом и сказала, что пока хочет разве что пирсинг в носу. И попросила зарегистрировать ее в тиктоке.
Что делать, если ребенку уже невтерпеж сходить к косметологу:
Чистка лица
При повышенной работе сальных желез поры загрязняются быстрее, а это серьезный риск развития акне – напоминают доктора клиники Beauty Trend . Поэтому обладателей комбинированной и жирной кожи, склонной к образованию прыщей, настоятельно призывают не реже раза в месяц приходить на чистку лица: ручную, при помощи косметических средств или в комбинации с ультразвуком – в зависимости от показаний. Процедура освобождает кожу от внешних и внутренних загрязнений, предупреждает развитие новых воспалений и за счет улучшения обменных процессов нормализует деятельность сальных желез. Важно помнить, что очищенная кожа куда лучше откликается на воздействие как салонных методик, так и домашнего ухода.
Цена: от 6700 руб. за процедуру
Криомассаж
В клинике «Клазко» тактика борьбы с акне подбирается индивидуально. В тяжелых случаях в ход могут пойти лазерная и ретинол-терапия. В более легких – поверхностные химические пилинги с AHA-кислотами, увлажняющими, регулирующими выработку кожного сала и улучшающими цвет лица. А вот криомассаж рекомендуют всем. Палочкой с ватным тампоном на проблемные участки кожи быстро наносят жидкий азот (по урокам химии мы помним, насколько он холодный: –196°С). Резкий перепад температур вызывает сужение и расширение сосудов, в результате чего улучшается кровообращение, сужаются поры, снимается воспаление и рассасываются оставшиеся после воспалений пятна.
Цена: от 4500 руб. за лечение акне
Мезотерапия
«Первые проявления акне начинаются у подростков с одиннадцати лет: подкожные жировые образования белого цвета видны на солнце и придают не свойственную молодой коже шероховатость, – объясняет София Бигвава, врач-косметолог и основатель клиники Bellefontaine . – Именно в этот период важно не упустить заболевание». Согласно авторской методике доктора, на начальных стадиях достаточно протирать лицо разработанной ею лечебной «болтушкой» раз в две недели. Если первый этап упущен, использовать рекомендуется ежедневно – в комбинации с косметическим уходом Bellefontaine. Если же акне принимает угрожающие масштабы, подключаются чистка лица и мезотерапия. В составе растворов – микроэлементы, витамины и противовоспалительные компоненты. Тем же, кто пришел со следами от акне, пропишут ультразвуковой пилинг.
Цена: от 6000 руб. за сеанс мезотерапии
IPL-терапия
В Beauty Club Lume 21 появился новый протокол лечения акне для тех, кому уже исполнилось шестнадцать. В кабинете косметолога на бактерии Cutibacterium Acnes воздействуют высокоинтенсивным импульсным светом (IPL) аппарата Lumenis M22. На дом выдается гель от акне бренда «Мультифакторная косметика», содержащий факторы роста, регулирующие биохимические процессы в клетках и сокращающие сроки реабилитации после процедуры. Благодаря такой комбинации врачи обещают в короткие сроки погасить воспаления и восстановить кожу без рубцов и застойных пятен.
Цена: от 15 000 руб. за IPL-терапию
Вакуумный массаж
Тем, кто не слишком доволен объемом своих щек, но еще не дорос до липолитиков, в клинике Kraftway предлагают вакуумно-роликовый массаж (или эндермолифтинг) на аппарате LPG GOLD. В программе – помимо сокращения подкожно-жировой клетчатки и борьбы с отеками – возвращение утраченного за штудированием конспектов румянца. Тем, кому по этой же причине необходимо снять стресс, рекомендуем подключить еще одну функцию аппарата – эндермопунктуру, стимулирующую биологически активные точки лица.
Цена: 4900 руб. за эндермолифтинг
Автор: Ксения Щеглова