Всем привет!
Сегодня мы продолжим нашу прогулку по Покровскому кладбищу Шарташе и посмотрим на старинные могилы. Обзорную статью о самом кладбище можно посмотреть здесь. Перед тем, как попасть к некрополю, мы посмотрели на Калиновские поля и болота, заглянули на старинную электростанцию в пос. Калиновском и посмотрели на заброшенный санаторий на берегу озера Шарташ.
Тропинка в лесу выводит нас к небольшой площадке, где ранее располагалась могила значимого для местных старообрядцев Симеона Ключарева.
Сейчас мы посмотрим на фамильные захоронения деятелей шарташского старообрядчества. Эти фамильные захоронения отличаются важной и уникальной деталью, на которую мало кто обращает внимание.
Это захоронения с аналоем. Редкое захоронение можно увидеть в России, где рядом с некрополем помещена кафедра (аналой) для чтения богослужебных книг. На его стенках выбиты молитвы, а его грани украшены красивой резьбой по камню. Представьте себе, сколько вложено труда и средств в эти аналои!
Памятник немного погорел, потому что старую икону в нём заменили на пластиковую. Потом пришли вандалы и подожгли икону...
Посмотрим на фамильное захоронение Тимофеевых, надгробных памятников которых на кладбище достаточно много. По данным историка Юлии Боровик мужская часть большой семьи Тимофеевых была екатеринбургскими мещанами [3]. Часть из Тимофеевых вместе с небольшой частью Бойцовых (о них пойдёт речь ниже) в 1852-1853 гг. за противодействие в строительстве единоверческой часовни в поселении была переведена на Богословские и Гороблагодатские заводы. В семейном захоронении представлена преимущественно женская часть семьи, возможно, здесь упокоены инокини, приписанные к семье.
А вот интересное надгробие, под которым упокоили младенца.
После фамильного некрополя Тимофеевых перейдем к следующему фамильному захоронению Бойцовых. В 2006 году по результатам историко-культурной экспертизы этот некрополь был объявлен официально Объектом культурного наследия [2].
Удивительно встретить в фамильном некрополе также и могилу Саввы Григорьевича Бойцова.
Особенно был замечен в религиозной деятельности сын Василий Саввич, который нередко заходил в старообрядческие часовни Екатеринбурга [5]. Другой его родственник Гаврила Бойцов оказывал финансовую помощь революционной ячейке Берёзовского.
Меднолитые иконы, которые помещали на памятник, вытащили вандалы.
Надгробия составлены кучкой, потому что один из собственников в середине 2000-х годов построил дом очень близко к границе кладбища, так что памятники стоят не на своих местах.
Продолжение следует...
Ссылки:
1) Тарасова Г.Г. Шарташ - любовь моя и боль моя. Екатеринбург: БКИ, 2013.
2) Рекомендации к заключению по историко-культурной ценности надгробных памятников захоронения членов семьи Бойцовых в г. Екатеринбурге. Областное ГУК НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области. 08.02.2006. № 153-11.
3) Боровик Ю.В. Старообрядцы уральского города во второй половине XIX - нач. ХХ в.: конфессиональное сообщество и семья Екатеринбурга. Дисс ... докт. ист. наук. Екатеринбург, 2019.
4) Гребенщикова Т., Янчурина Л. Купец Савва Бойцов - меценат революции? // Берёзовский рабочий. 20.09.2017.
5) Боровик Ю.В. Старообрядчество Урала и Зауралья на переломе эпох (1905-1927). Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2019.
6) Берёзовский: Вчера. Сегодня. Исторический фотоальбом. Берёзовский: Первый печатный, 2007.