Найти в Дзене

Новаторы театральной эпохи в России. Их успехи и трагедии.

В конце 19 века театр в России начинает играть ведущую роль в ряде других искусств. В эти годы на театральной сцене начинают подниматься самые острые вопросы. Для русского театра – это время новаторских творческих поисков и экспериментов.

Основоположники одного из старейших театров

Новой страницей в театральной истории стало основание в 1898 году Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко Московского общедоступного художественного театра. В своих поисках творческих новаций К. Станиславский видел будущее театра в искусстве перевоплощения и полной психологической достоверности актерской игры. На сцене этого театра чаще всего ставили пьесы А.Чехова и М. Горького.

К. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко
К. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко

«Чайка русской сцены»

А в начале 20 века пробует себя в режиссуре и талантливая русская театральная актриса Вера Комиссаржевская. Она блистательно долгие годы играла на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. Ее роли в «Бесприданнице», «Чайке» «Фаусте» и др. пользовались бешеным успехом, и современники даже называли ее «чайкой русской сцены».

-2

Но из-за трагедии в личной жизни, ей пришлось прервать свою творческую деятельность. Неудачный брак, отсутствие детей, а затем и окончательный уход супруга к ее сестре, доводит Веру до лечения в клинике для душевнобольных. Оправившись через какое-то время, она снова посвящает себя творчеству и полностью погружается в профессию. Покинув сцену Александринского театра, в 1902 году она создает свой Драматический театр, где ставит пьесы не только Горького, но и Блока, и Ибсена. Театр носил демократический характер, обращая внимание на недостатки действительности. Но очень быстро Комиссаржевская, разочаровавшись в театре, распустила труппу и планировала открыть школу-студию, но не успела, так как в 1910 году скончалась от оспы.

В. Комиссаржевская
В. Комиссаржевская

Новая система

В начале 20 века на фоне созревающих народных волнений, искусство в России в целом переживает кризис. Происходят попытки реформации и театрального искусства, что многими консервативными театральными деятелями воспринимается в «штыки».

Станиславский и Немирович-Данченко стремились создать новый театр, в котором актер и зритель были бы вовлечены в единый духовный порыв, театр глубоких переживаний, а также хотели обновления организационной структуры театра. В целях реализации своих стремлений, Станиславский разрабатывает систему актерской игры и режиссуры, которую он описывает в своей книге «Моя жизнь в искусстве». Режиссер становится идейным и художественным руководителем труппы.

Станиславский
Станиславский
Станиславский с труппой МХТ
Станиславский с труппой МХТ

Преемник Станиславского

Вот и Евгений Вахтангов, актер МХТ и ученик Станиславского, в 1926 году открывает свой театр – Театр имени Евгения Вахтангова. Основополагающим режиссуры Вахтангова являются идеи единства художника и народа, острое чувство современности, определенной неповторимой сценической формы, отвечающей содержанию произведения. Хотя в своих работах он пропагандировал и распространял учение Константина Станиславского, но имея некоторые противоречия с ним, дополнял его своими элементами. Этих принципов придерживались и последователи Вахтангова – Рубен Симонов, Борис Захава, Борис Щукин и др.

Е. Вахтангов
Е. Вахтангов

«Истинный подвижник»

В противовес МХТ становится Московский Камерный театр, основанный Александром Таировым в 1914 году и которым он руководил в течение 35 лет. Репертуар театра составляли романтические и трагические пьесы. Таиров ставил в основу театрального искусства объединение разъединенных элементов: песню, слово, танец, пантомиму, цирк и т.д. Для такого объединения требовалось искусство актера. Свои взгляды Таиров описывал в книге «Записки режиссера», которая вышла в 1921 году. Он отвергал натуралистичность театра и называл свой театр «неореалистичным». Он неимоверно любил дело, которому служил, и считал, что этот театр создан для особого зрителя, такого же как он и его актеры, неудовлетворенного, беспокойного, ищущего, а не для обывателя. Этот театр был создан для камерной аудитории, поэтому и назывался камерным. «Таиров прожил свою жизнь в искусстве как истинный подвижник», - говорил о нем впоследствии не менее известный режиссер Георгий Товстоногов. Многие видные театральные деятели отвергали путь Таирова.

А.Я. Таиров
А.Я. Таиров

Революционные отголоски

Революционное настроение в России наложило свой отпечаток на театральное искусство: он начал развиваться на методе социального реализма, но продолжил лучшие традиции дореволюционного реалистического искусства.

26 августа 1919 года В.И. Лениным был подписан Декрет СМК об объединении театрального дела и провозгласивший национализацию театров. Старейшие театры были выделены в группу «академических», и подчинялись народному комиссару просвещения. Но, несмотря на трудное экономическое и политическое положение страны, все больше создается театров со своими новаторскими идеями.

Здание МХТ после революции
Здание МХТ после революции

От успехов до казни

В 1920 году в Москве создается Театр имени Всеволода Мейерхольда. Всеволод Мейерхольд (урожденный Карл Казимир Теодор Мейергольд) – ранее актер МХТовской школы, режиссер театра Веры Комиссаржевской и других – был сторонником революции, коммунистом. С радостью сотрудничал с большевиками и был близко знаком с Камневым, Троцким, Зиновьевым, часто ставил пьесы о Красной армии. К тому же, он заведовал театральным отделом Наркомпроса (Народный комиссариат просвещения РФСФР) и ввел в театр программу «Театральный октябрь» - программу реформирования театрального дела в России на основе политизации. В его театре репертуар соответствовал большевистскому настроению. Мейерхольд вводит термин «театральная биомеханика», основанная на развитии физической подготовленности тела актера к немедленному выполнению данного ему авторского задания.

Вс. Мейерхольд
Вс. Мейерхольд

Однако, несмотря на его коммунистические идеи, своими постановками он все чаще подвергается критике со стороны властей. Например, в спектакле «Мандат» одного из персонажей зовут Дзугашвили, и, конечно, это не могло не наложить свой отпечаток на его дальнейшую судьбу. Подлила и масла в огонь на тот момент жена Всеволода Мейерхольда – актриса Зинаида Райх.

З. Райх
З. Райх

В 1934 году Мейерхольд поставил спектакль «Дама с камелиями», где главную роль сыграла Райх. На спектакле присутствовал Иосиф Сталин, которому спектакль не понравился. После этого Зинаида Райх написала Сталину письмо, где были следующие строки: «Если вы не разбираетесь в искусстве, то поучитесь ему у Мейерхольда».

Государственный театр им. Вс.Мейерхольда
Государственный театр им. Вс.Мейерхольда

В скором времени, Всеволод Мейерхольд становится в газетах объектом нападок и обвинений в пропаганде формалистических извращений и искажении советской действительности. А после поездки за границу, правительство подозревает его в измене Родине, и он совсем попадает в «опалу». В 1938 году его театр закрыли «как чуждый советскому искусству», а в 1939 году Мейерхольда арестовывают в Ленинграде. В это же время Зинаида Райх была убита неустановленными лицами. А 2 февраля 1940 года, после заключения Военной комиссии Верховного суда СССР, Всеволод Мейерхольд был расстрелян.

Несмотря на трагическую судьбу некоторых создателей новых театров в России на рубеже 19-20 веков, этот период отмечен целым созвездием театральных имен, театральными достижениями и развитием актерских и режиссерских школ, вошедших в мировую классику театрального искусства.