Найти в Дзене

Плеоморфная аденома околоушной слюнной железы глазами пациента

Предисловие
Я решил написать эту статью, потому что сам прошел через это и перед госпитализацией искал в интернете отзывы или рассказы про то, как все эти операции по удалению опухолей проходят. И не нашел такой информации.
Начало
Где-то в январе-феврале 2020 года я заметил у себя вздутие на шее под левым ухом. Сама по себе эта шишка никакого беспокойства не доставляла. Но вместе с тем появились

Предисловие

Я решил написать эту статью, потому что сам прошел через это и перед госпитализацией искал в интернете отзывы или рассказы про то, как все эти операции по удалению опухолей проходят. И не нашел такой информации.

Начало

Где-то в январе-феврале 2020 года я заметил у себя вздутие на шее под левым ухом. Сама по себе эта шишка никакого беспокойства не доставляла. Но вместе с тем появились странные болевые ощущения в районе 7-го и 8-го зубов как в верхней, так и в нижней челюсти. Так же стали возникать периодические головные боли с левой стороны, но где-то за ухом в затылочной области, а так же иногда появлялись болезненные ощущения в месте, где шея переходит в плечо. Как и все, я сначала лечился дома. Меновазин, йодная сетка, полоскания зубов содой с солью. Все это никак не сказывалось ни на опухоли, ни на болезненных ощущениях левой половины лица. Тогда я решил, что это флюс. Уже в мае, не дождавшись окончания карантина, я пошел в районную стоматологию. Врач меня, можно сказать, огорошил сообщением, что это не флюс и не зубы, а опухоль. И отправил к районному терапевту.

Сбор информации

Сначала я посетил терапевта в районной поликлинике. Терапевт отправил меня на УЗИ шеи. После УЗИ был поставлен предварительный диагноз – аденома слюнной железы. После этого районный терапевт дала направление в онкодиспансер. Онкодиспансер (ГКОБ №1) пришлось посетить 3 раза. Сначала консультация у онколога, затем пункция под контролем УЗИ и наконец заключение онколога. Оказалась доброкачественная опухоль – плеоморфная аденома околоушной слюнной железы размером 4х3х3 см.

С заключением онколога я вернулся в районную поликлинику. Терапевт выписала мне направление в Челюстно-Лицевой Госпиталь Ветеранов Войн на ул. Лестева (ЧЛГ). Попав на прием к челюстно-лицевому хирургу, я прошел очередной осмотр и получил бумагу со списком анализов и процедур, которые я должен был сделать перед госпитализацией.

Практически все, что надо было сдать и сделать (различные анализы крови, ЭКГ, УЗИ сердца, рентген, УЗИ вен и артерий нижних конечностей) – все это можно сдать и сделать в районной поликлинике. Так же в списке значилось МРТ. Причем МРТ с контрастом.

МРТ в этом деле одна из самых важных вещей. На МРТ видно все. Так же очень важно получить хорошее заключение врача, расшифровывавшего снимки. Заключения типа “у вас все хорошо, патологий нет” – это бумага ни о чем. Врач должен описать каждый, буквально каждый орган, который попал в зону снимков МРТ! Из МРТ я узнал о себе много нового. Диагноз подтвердился – плеоморфная аденома. В районной поликлинике направление на МРТ можно ждать около 2-х месяцев или больше. Поэтому МРТ пришлось делать платно в ГКБ РАН. На сентябрь 2020 года МРТ с контрастом там стоило около 12000 руб. Я остался доволен заключением.

Далее была еще одна консультация в ЧЛГ ВВ, после чего была назначена дата госпитализации. При себе надо было иметь помимо всего прочего еще 2 эластичных бинта длиной 5 метров каждый для бинтования ног во время операции.

Госпитализация

На госпитализацию в Челюстно-Лицевой Госпиталь Ветеранов Войн прибываешь утром часам к 9:00. Далее меня провели на первичный осмотр. Там сделали очередное ЭКГ, измерили давление и была беседа с терапевтом по поводу общего состояния, хронических болезней и прочего. После этого я заполнил какую-то общую анкету. Затем мне сделали КТ. После КТ я попал на 2-й этаж, где около часа заполнял в большом количестве различные бумаги и согласия на оперативные вмешательства, лечение, применение препаратов и тому подобных вещей. Бумаг было очень много и все я не запомнил. Далее у меня взяли кровь из вены и после этого уже провели в палату.

Пребывание в стационаре

Палаты в госпитале одно или четырехместные. Как по мне, так лучше лежать в четырехместной, потому что есть хотя бы с кем пообщаться. Телевизор и интернет надоедают уже на второй день лежания. Живое общение как-то лучше будет. Ну тут уж каждый сам решает, что ему лучше. Ввиду противоковидных мер палаты заполняются только вновь прибывшими. Тех, кто был прооперирован в госпитале ранее, старались собирать в отдельных палатах. Так же в этот день происходит знакомство с лечащим врачом, который будет осуществлять лечение в послеоперационный период. На этом первый день заканчивается.

-2

Во второй день происходит встреча с хирургом, который будет проводить операцию. Хирург так же осматривает опухоль и разъясняет как будет проходить операция (в среднем 3 часа под общим наркозом), как будет выполнен шов, какие могут быть осложнения. Если есть вопросы, то предлагает их задать. Осложнения в основном могут быть связаны с лицевыми нервами, которые попадают в зону операционного разреза. После обеда проходит еще одно знакомство. С врачом-анестезиологом. Анестезиолог рассказывает, как будет осуществляться общий наркоз, так же спрашивает про хронические болячки и аллергии. Оставляет напоследок очередную бумагу-согласие на общий наркоз, которую так же надо подписать и в день операции передать в операционной. Больше ничего примечательного в эти 2 дня не происходит.

Насчет еды. Кормят 3 раза в день. Завтрак 9:00, обед в 13:00 и ужин в 17:00. В 21:00 еще стакан кефира или йогурт. В 22:00 отбой. Еда диетическая и мягкая. Поначалу для здорового человека это вызывает недоумение. Хочется сладкий чай и подсоленную котлету. Но после операции понимаешь всю суть диетической еды.

Операция

Операция по удалению плеоморфной аденомы околоушной слюнной железы является сложной, поэтому ее проводят в первую очередь с самого утра. В 8:15 в палату приходит медсестра и привозит кресло-каталку. Медсестра выдает операционную рубаху, шапочку для волос и бахилы. Далее раздеваешься до трусов. Надеваешь эту рубаху. Потом медсестра бинтует эластичным бинтом ноги. В кресло кладут одеяло с кровати. Садишься в кресло, заворачиваешься в одеяло и торжественно едешь в операционную. И не забыть еще листок-согласие для анестезиолога.

Въезжаем в операционную. Там только одна женщина и больше никого нет. Свет почти весь выключен. Полумрак. Женщина (не знаю кто это был, кто-то из анестезиологов) просит положить бумагу на подоконник, снять рубаху и залезать на стол. Перелезаю из кресла на стол. Укладываюсь. На правую руку надевают жгут для измерения давления, к левой руке подключают капельницу. Мое туловище она к столу пристегивает ремнями, объясняя это тем, что человек может дергаться рефлекторно во время операции, особенно когда ему вставляют и вытаскивают дыхательную трубку в легкие.

Потихоньку подходят другие врачи. Все здороваются. Все в масках и очках. Кажется, что это один и тот же человек ходит. Одна начинает включать какую-то аппаратуру рядом со столом, другая выставляет осветительную лампу над столом. Проходит еще 3-4 минуты и надо мной появляется маска. Слышен голос: “Масочка! Кислородик! Дышим!”. На третьем вдохе засыпаю. Что-то снится. Ничего не чувствую, что происходит со мной. Просыпаюсь оттого, что кто-то трясет меня за плечо и говорит: “Просыпайся!” Дальше после наркоза все представляется очень мутно. Перекладывают на каталку (не кресло) и уже лежа везут обратно в палату. Просят часа 4 лежать и не вставать, пока наркоз не пройдет. Операция длилась 3,5 часа. Удалили участок слюной железы с опухолью размером 6х5х4 см. Напомню ,что сама опухоль была 4х3х3 см. Голова уже вся замотана тугой повязкой. Боли никакой не чувствуется от слова вообще. И даже после 4-х часов лежания при попытке пройтись, очень сильно качает. На этом с операцией все.

Послеоперационное пребывание в стационаре

И вот тут то как раз и понимаешь, зачем нужно диетическое, мягкое и безвкусное питание. Рот почти не открывается из-за тугой повязки. Так как удаление аденомы сопровождалось иссечением слюнной железы, то после операции нельзя: сладкое, соленое, кислое, острое, холодное, горячее. Поэтому еда как раз такая, какая и нужна на этот период. Жуется еле-еле. Иногда хочется пропихивать хлеб ложкой в рот ибо не открывается. В общем пюре, кисели и щи – самое то. Кстати говоря очень хорошо идет там детское пюре для годовалых детей. Протертое пюре, без соли, сахара и усилителей вкуса.

Сразу после операции лечащий врач назначает вам программу лечения. Это уколы. С операцией по удалению аденомы, первые три дня по три укола три раза в день. Потом еще три дня по три укола два раза в день, ну и напоследок три дня по два укола два раза в день. Колят, естественно, антибиотик, атропин и еще что-то. Не то обезболивающее, не то понижающее давление. Не знаю, не помню. Ну антибиотик это понятно. Атропин колят так как он подавляет выработку слюны в слюнных железах, а это нужно, чтобы железа быстрее заросла и слюна выделялась в рот, а не через операционный шов. Вообще атропин очень противная вещь. Начну с того, что уколы атропина очень болезненны. Ну как это объяснить... Не укол шприца болезненный, а именно когда сам атропин растекается в мышце, то это место жжет очень сильно минут 5. Мне кололи в плечо. Предлагали на выбор плечо или живот – я выбрал плечо. Каждый раз хотелось растирать место укола. Кроме того атропин подавляет вообще работу всех желез, какие есть в организме, расширяет зрачки до максимума (много в телефон\планшет не поглядишь), подавляет перестальтику и работу ЖКТ, а так же угнетает нервную систему и работу мозга. На 4-5 день появляется апатия и отсутствие аппетита. Ну и ко всему прочему во рту все пересыхает до невозможности и приходится постоянно ходить с кружкой или бутылкой воды, иначе язык можно расцарапать, а глотать будет очень больно.

После операции еще появляется дренаж. Это такая трубка, которая вставлена в шею и по которой в специальную емкость стекает жидкость из раны. Опухоль же вырезали – а полость от опухоли осталась под кожей. И вот чтобы жидкость\сукровица в этой полости не скапливалась, делают дренаж. Роль сосуда обычно выполняет шприц, к которому вместо иглы прикреплен другой конец трубки. Вся конструкция вешается на бинте на шею. Спать она не мешает. Обычно дренаж носится дней 5 – пока в ране скапливается жидкость. Как только жидкость перестает течь – дренаж снимают.

Помимо уколов каждый день происходят перевязки раны. Их проводит лечащий врач. Обычно где-то с 11:00 до 14:00, если врач не занят на операциях. Врач интересуется самочувствием. Просит рассказать об ощущениях. Выслушивают жалобы и просьбы. Обрабатывает рану спиртом и йодом. Заново накладывает повязку. Первые 2-3 дня еще “катают” марлевым валиком послеоперационную область перед\под ухом. Зачем это надо – не знаю. Мочить рану нельзя. Бриться (для мужчин) тоже нельзя. Мыть голову нельзя – там повязка. Тут тоже определенные страдания. Голова конечно сразу начинает чесаться, а щетина тоже растет, колется и чешется. И ничего с этим поделать нельзя. Только терпеть.

После обеда пациент предоставлен сам себе. Первые дни, когда встаешь с кровати, то трудно поднимать голову. Кажется , что шея не выдержит такой тяжести и помогаешь себе: засовываешь руку под затылок и поддерживаешь голову рукой при вставании. Боли от раны и шва я не чувствовал на всем протяжении лечения. Так же не чувствуется нижняя половина уха, область где была опухоль и часть щеки. От слова “совсем” не чувствуется. Единственно, что доставляет болезненные ощущения – это уколы атропина.

Примерно на второй день после операции начинаются поиски – чем бы себя занять. Можно смотреть сериалы и фильмы в интернете, если вы об этом заранее позаботились, можно читать книжки. На каждом этаже есть небольшие шкафчики с книгами. Так же в Челюстно-Лицевом Госпитале Ветеранов Войн есть внутренний дворик. А в дворике пара беседок и скамейки. Можно в свободное время выходить и гулять. Или сидеть в беседке и пугать новичков рассказами про болезни и операции. Вообще, когда ложишься в госпиталь, то количество перебинтованных людей несколько шокирует. Но дня через 3-4 к этому привыкаешь и не замечаешь все эти бинты и дренажи.

-3

Пребывание в стационаре для прооперированных с опухолями слюнных желез заканчивается на 12-14 день. Итого я провел в госпитале 14 дней. 4 дня до операции (2 дня на поступление, анализы и знакомство с врачами + суббота и воскресенье) и 10 дней после операции. Так долго перед операцией находился в госпитале еще и из-за коронавирусного карантина. Они кладут пациентов и пару дней выжидают. Как бы получается небольшой карантин. На 14-й день я получил выписку, попрощался с врачами, собрался, вызвал такси и отбыл домой. Кстати!!! Когда получаете выписку – не торопитесь! Проверьте – все ли вы собрали! А то были случаи, когда оставляли свои телефоны, планшеты и зарядки в палатах.

Восстановительный период

Теперь начинается период восстановления дома. Читаем еще раз внимательно выписку. Что в ней? В ней написано, что ваша опухоль отправлена на гистологическое исследование и результаты будут готовы через 3 недели. То есть через 3 недели надо ехать в ЧЛГ и забирать документ, предварительно позвонив туда по телефону. Еще указано, что надо на другой день после выписки обратиться в районную поликлинику к своему участковому терапевту и хирургу для дальнейшего наблюдения и обработки шва. Ну и наконец в выписке указана дата снятия швов. Швы могут снимать как в ЧЛГ, так и хирург в поликлинике – это как вы договоритесь.

В поликлинику можете ходить, а можете не ходить. Я не стал ходить в поликлинику. На youtube я нашел как делается подбородочно-теменная повязка (она же лучевая или лучевидная), купил в аптеке стерильные бинты (от 7 метров длиной), стерильные марлевые салфетки (10х10 см), йод и в магазине водку. И дальше обработку раны и наложение повязки еще неделю мне делала жена. В принципе ничего сложного, но нужно чтобы кто-то делал, так как со стороны виднее и проще. Снимается повязка, водкой (а лучше спиртом) мочится марлевая салфетка и шов аккуратно промокается. Затем берется ватная палочка с йодом и тоже аккуратно смазываются все корочки на шве. Потом накладываете на шов чистые марлевые салфетки (можно сложить их вдвое) и поверх накладываете бинт. Все. Естественно, надо соблюдать меры гигиены. Мыть руки перед обработкой желательно протереть их спиртом или водкой и хранить материалы в сухом и чистом месте.

После курса атропина еще долго ходишь сам не свой. Болячки со шва отваливаются примерно после трех недель после операции, но может и дольше. Когда шов подсохнет и перестанет подтекать – можно уже мыть голову (с осторожностью).

Прошло 3 месяца после операции

Ну и на текущий момент прошло уже 3 месяца. Что мы имеем. Шов зарастает без осложнений. Чувствительность к нижней части уха, а так же части щеки и шеи еще не вернулась. Хотя мне кажется нечувствительная область уменьшилась. Ощущается достаточно сильная сухость во рту и в носу. Присутствует небольшое изменение вкуса. Так же в области щеки\скулы от уха и до глаза не восстановлена полная чувствительность. Еще сильны ощущения, что “давит” и “тянет” в этих местах. Скажем так. Нижняя часть уха и область под ухом – зона почти полной нечувствительности. Область от уха до глаза, носа и угла рта – область частичной нечувствительности. При этом мышцы века, глаза, рта и щеки работают нормально. Изменения мимики не было и нет. Делаю каждый день по нескольку раз мимическую зарядку.

Вообще перед операцией я представлял себе по срокам, что пребывание в стационаре будет дней 5 и еще месяц на восстановление. Но тут я очень сильно ошибся. Прошло уже три месяца, а до полного восстановления еще очень и очень далеко, как я понимаю. И еще. Никакими мазями и кремами типа контрактубекс я не пользуюсь. Покупаю витамин С и ем его по 100 мг 3 раза в день. Насколько я понял – для быстрого и правильного зарастания шва нужен именно витамин С.