Найти в Дзене
1 день - 1 экспонат

Красота – страшная сила: почему женщины начали резать руки при виде Юсуфа?

Хорошее произведение искусства должно было, по мысли средневековых мусульманских теоретиков, иметь не менее семи уровней толкования. Задачи художника наполнить этими смыслами свое произведение, а зрителя – раскрыть их, пытаясь приблизиться к тайнам мироздания. Сегодня изучим миниатюру с довольно необычным названием: «Женщины режут руки при виде красоты Юсуфа».

Миниатюра, сделанная бухарскими мастерами около 1670 года, рассказывает историю любви Юсуфа и Зулейхи, восходящую к библейскому сюжету об Иосифе Прекрасном. Сюжет вошел в мусульманскую культуру вместе с Кораном, в котором одна из сур названа по имени Юсуфа.

Ярким эпизодом коранического сюжета является рассказ о том, как Зулейха решила показать другим женщинам красоту Юсуфа и, чтобы сделать их реакцию очевидной, дала им в руки ножи (должно быть, для чистки фруктов). Потрясенные красотой вошедшего юноши женщины забылись и порезали руки. На миниатюре запечатлен момент, когда Юсуф в зеленом костюме явился перед отдыхающими женщинами.

– Здесь за малыми формами скрыта невероятная глубина. При этом здесь нет никаких случайных деталей. Например, цвет одежды может отсылать разглядывающего к планете, региону, дню недели, числу или минералу, наполняя произведение символами и раскрывая при этом его глубинные смыслы, – рассказывает научный сотрудник центра «Эрмитаж-Казань» Валентина Братышева. – Эта глубина и в художественном, и в философском смысле, достигалась за счет очень длительной тренировки. Мастера очень долго и тщательно выводили каждую линию. И мастер работал где-то до 50 лет. А затем они просто слепли, потому, что это была очень большая нагрузка на глаза.

Самым известным литературным переложением этого популярного сюжета стала поэма персидского поэта Абд ар-Рахмана Джами «Юсуф и Зулейха». Очень вероятно, что именно данному тексту принадлежала наша миниатюра из коллекции фонда Марджани.