Несмотря на мнения и публичные заявления участников митинга, само мероприятие, которое не было санкционировано властями, едва ли можно назвать мирным, учитывая количество провокаций и нападений на сотрудников правоохранительных органов. Именно такие выводы теперь можно сделать из-за огромного количества свидетельств правонарушений со стороны митингующих, которые были опубликованы в соцсетях на протяжении недели. В связи с подобными грубыми нарушениями закона, нападавшие были задержаны. Были задержаны и другие лица, подозреваемые в аналогичных и иных правонарушениях.
Кроме того, на митинге 23 января в толпе были выявлены координаторы акции, которые осуществляли логистику толпы, те или иные действия участников акции.
Таким образом можно смело заявить, что те или иные действия и провокации на несанкционированном митинге могли быть заранее спланированы и просчитаны организаторами. Известны несколько случаев, свидетельства которых так же опубликованы в социальных сетях, когда из-за спин детей и подростков неизвестные забрасывали сотрудников МВД снежками, камнями и даже стеклянными бутылками, провоцируя ответные действия сотрудников по-отношению к детям, из-за спин которых совершались атаки на полицию.
Очевидно, что со стороны провокаторов исполнялся сценарий «они же дети», итоги исполнения которого должны были еще больше взбудоражить общество и увеличить численность сторонников протеста. Однако, благодаря достаточно взвешенным и сдержанным действиям сотрудников МВД, провокаторам не удалось в полной мере воплотить свой сценарий в жизнь. В какой мере удалось? Об этом далее.
Различные источники предоставляют разрозненные данные о численности задержанных граждан. Официальные источники МВД сообщают о менее 1000 задержанных по всей стране, а сторонники протеста, оппозиционные и лояльные к оппозиции СМИ сообщают о 3700 задержанных, что называют рекордом для подобного рода мероприятий.
Мёртвые души или «безымянные солдаты» протеста
Исследовав статистику коллективной оппозиции, я обнаружил откровенную и, вероятнее всего, преднамеренную манипуляцию с данными со стороны оппозиции и так называемых правозащитников. Например, на сайте «ОВДИнфо» опубликован список задержанных, где приведено общее число задержанных, но при подробном рассмотрении можно заметить, что реальное число задержанных, по крайней мере в 3 раза меньше.
На примере Москвы
В городе по крайней мере 1470 задержанных, не менее 14 остаются на ночь. И далее по списку:
Новокосино
20 задержанных, среди них Евгений Савенков, Василий Коровкин, Михаил Матвеев, Андрей Кочетков, Сергей Толстиков, Юрий Коротицкий, Вячеслав Федоров, Александр Осипов.
— из 20 человек перечислены только 8. Почему не перечислены остальные?
Ясенево
3 задержанных, среди них Владимир Мягков, Марк Габов.
— из 3-х задержанных упомянуто двое.
Соколиная Гора
24 задержанных, среди них Надежда Реутова, Пётр Аблин, Элина Шевердякова, Елена Аленичева, Александр Сучков, Елена Самохвалова, Никита Гусев, Светлана Демчук, Антон Демчук, Дмитрий Демчук.
— из 24 задержанных перечислено 10.
Орехово-Борисово Северное
26 задержанных, среди них Борис Алексей, Григорий Ерофеев, Светлана Батчаева, Екатерина Острикова, Кристина Беленко, Елизавета Веснина, Дмитрий Федоренко, Арсений Калугин, Денис Ягодин, Дмитрий Галушин, Иван Орлов, Роман Абрамов, Савва Соболев, Евгений Васильев.
— из 26 задержанных, упомянуто о 10.
На примере Калуги
В городе по крайней мере 10 задержанных.
ОВД Сосновая Роща (Калуга)
8 задержанных, среди них Константин Ларионов, Давид, Виктор Раткин, Максим Чибисов, Владислав Гриша, Александр Радченко.
Сообщается о 10 задержанных, уточняется, что 8 задержанных были доставлены в ОВД Сосновая Роща, но упомянуто только о 6 гражданах. Данные по другим отделам полиции отсутствуют.
На примере Пензы
В городе по крайней мере 30 задержанных.
УМВД № 4 по Пензе Злобина
15 задержанных, среди них Александр Аксенов.
— из 15 задержанных упомянут лишь один.
Отдел полиции № 2 УМВД России по городу Пензе
13 задержанных, среди них Екатерина Миленькая.
— из 13 задержанных, упомянута только одна девушка.
Тоже самое можно сказать в отношении различных оценок о численности участников митингов. Как правило, во всех странах существует 3 основные оценки, на которые полагаются различные информационные агентства — официальные источники, занижающие численность участников акции, заинтересованные лица из числа организаторов и бенефициаров мероприятия, многократно завышающие число участников, и, конечно, различные аналитические и статистические центры, определяющие среднее число участников на основе различных оценок. Например, в период протестов в Украине в 2014 году и в Беларуси в 2020 году, сторонники протестов заявляли о сотнях тысяч участников акций. Но в дальнейшем данные были опровергнуты рядом независимых экспертов, в том числе лояльных политическим взглядам митингующих. Несложными математическими подсчетами было определено, что и в одном, и в другом случае численность участников акций сторонниками и организаторами акций завышалась по меньшей мере в 5 раз. В российской действительности подобные манипуляции так же не редкость, особенно на протяжении крайних 10 лет. Несанкционированный митинг 23 января не стал исключением. Соратник и глава штаба Навального заявляет о 250-300 тысячах участников несанкционированной акции по всей стране, что, все таки, говорит об отсутствии реального представления картины или попытке выдать желаемое за действительное, в том числе учитывая колоссальный разброс в оценке численности участников акции. По версии других, лояльных оппозиции источников, протест поддержало от 100 до 180 тысяч человек. По версии независимых источников, от 50 до 90 тысяч человек и по версии МВД в 5 раз меньше, чем заявил Леонид Волков, глава штаба Алексея Навального.
Примерно так выглядит преувеличение численности участников несанкционированной акции и задержанных, когда к числу названных граждан добавляются безымянные, так сказать, мёртвые души. Как это можно назвать, если не манипуляцией? Почему в списках задержанных упоминаются имена и фамилии лишь некоторой части? Откуда известно об остальных и почему в одних случаях публикуется полный список задержанных, а в другом случае только часть? Приведенные данные не являются исключительными и наглядно демонстрируют масштаб фальсификаций и манипуляций со стороны бенефициаров и сторонников протестов.
Важно отметить, что практически все задержанные были выпущены в день задержания. Очевидно так же, что в подавляющем большинстве случаев задержания осуществлялись в результате провокаций и нападений против сотрудников правоохранительных органов и назвать такие задержания незаконными и необоснованными, просто нельзя. Люди, находившиеся в кругу нападавших на сотрудников МВД, могли быть задержаны по подозрению в осуществлении указанных выше правонарушений.
Методология и анатомия данного протеста не является случайной, а имеет хорошо прослеживаемый сценарий, который неоднократно проигрывался и в России, и в странах СНГ, и в остальном мире. Можно ли назвать данные протесты народными? Если исходить только из факта, что в нем приняли участие простые граждане — можно назвать и народными. Общая численность акции, даже по самым нескромным оценкам бенефициаров протеста, составила менее 0,2% населения страны. В этом случае протест явно незначителен и несет в себе исключительно политический подтекст.