Я не читала с ребёнком каких-то особенных книг, разъясняющих правила поведения, или энциклопедий по этикету, но часто слышу восторженные отзывы о его поведении. Иногда родители других детишек спрашивают меня, как мне удалось привить ребёнку правила хорошего тона.
Причина не в специальной литературе или курсах правильного поведения.
С самого детства я руководствовалась тремя важными правилами, которые, на мой взгляд, сыграли решающую роль в воспитании и определении того, как ведёт себя мой ребёнок в обществе.
Этими жизненными установками я хочу поделиться с Вами. Всего три правила, по одному на каждый возраст.
1. От рождения до выхода в социум: невозможно научить ребёнка тому, чего не делаешь сам
Это основополагающая истина. Научить ребёнка жить, исключительно с помощью разговоров и бесед, не получится. Ребёнок учится жить, с первых дней глядя на нас, слушая нас, повторяя за нами.
В русскоговорящей семье будут расти дети, которые заговорят на русском языке. Вряд ли ваш ребёнок ни с того ни с сего начнёт говорить на испанском. С поведением та же ситуация. Это перенимается автоматически.
Я несколько лет работала с детьми 5 - 6 лет и, не вступая в диалоги с родителями, безошибочно могла понять, кто из деток провёл лето с бабушкой, чей папа любит футбол и употребляет "крепкие" словечки, а мама одёргивает ребёнка резкими замечаниями. Потому что малыши точно копировали среду обитания, из которой вышли.
Основы поведения закладываются до 5 лет. Эти установки станут для ребёнка родными. Можно сказать, установками по умолчанию. Он в точности скопирует вашу речь, манеру общения с людьми, ваше поведение за столом.
Поэтому в дошкольный период в полную силу работает зеркальное правило, которое советует: "Не учите ребёнка, учитесь сами, а он за вами всё повторит".
Будьте вежливы и обходительны, оказывайте должное уважение старшим, здоровайтесь и прощайтесь, не повышайте голоса, говорите спасибо и пожалуйста, обращайтесь к людям на "Вы", кушайте вилкой и ножом, не пренебрегайте этим столовым прибором при сервировке стола, когда приглашаете за стол ребёнка.
Хорошо будет, если вы будете интересно комментировать и объяснять свои действия. Например, если вы скажете, что нож опасен и мы держим его в правой руке, чтобы не порезаться, ребёнок это запомнит.
2. В возрасте, когда ребёнок идёт в садик и в школу: твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека
С самого раннего детства я говорю ребёнку о том, что его поступки и слова не должны причинять дискомфорт другим людям.
- Прежде, чем сказать что-то — подумай, что почувствует человек, в адрес которого направлены твои слова.
- Прежде чем сделать, осознай, не оскорбит ли кого-то твоё действие.
- Думай о других! Ты скажешь слово, совершишь незначительный поступок, а твой визави будет всю жизнь носить в себе обиду. Создавай добро.
Именно эти разговоры учат не отвечать грубостью даже на грубость, не задавать неудобные вопросы относительно внешности, помогать пожилым людям, уступать место женщинам и пожилым мужчинам в общественном транспорте. Правило "Думай, что чувствует человек, с которым ты взаимодействуешь, и не причиняй зла" заменит 3 тома энциклопедий по этикету и станет основой взаимодействия ребёнка с людьми.
3. В подростковом возрасте : твоё место в обществе определяется тем, чего ты НЕ можешь себе позволить
"Могу себе позволить! " — эту фразу, сказанную не без гордости и высокомерия, я часто слышу от молодых людей. Почему то они считают, что свобода в поведении — это признак превосходства.
На самом деле, именно этические ограничения отличают людей от животных. Например, люди не могут себе позволить ходить без одежды и справлять нужду там, где им заблагорассудится. А собаки могут. Чем выше подниматься по лестнице, которую изображают, иллюстрируя теорию Дарвина, тем больше мы увидим личных запретов.
Обратите внимание вашего ребёнка на то, что самые влиятельные люди в мире — самые не свободные. Например, королева Англии не может себе позволить яркий маникюр или розовые волосы. А Папа Римский не позволит себе сморкаться посреди улицы.
Спросите у Вашего подростка, кем бы он хотел видеть себя в будущем. Именно этот выбор определит систему ограничений в его поведении, которая станет очень важной частью формирования его личности.
Автор: Лаура Романовская, психотерапевт и руководитель школы лидерства, мама сына на СО
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также другие статьи этого автора:
Никто не верил, что у нас получится
Публикуется впервые: история детям, которые любят гаджеты больше, чем родителей
Публикуется впервые: история детям, которые любят гаджеты больше, чем родителей. Продолжение
Читайте также статьи других авторов:
Произнести извинения недостаточно: как научить видеть свои ошибки
Подборка фильмов, чтобы принять своего подростка
Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО.