В настоящее время наличие в автомобиле стартера подразумевается само собой. Даже через несколько десятков лет после появления первых "безлошадных повозок", никому и в голову не приходило подобное усовершенствование.
Первые автомобили заводились заводной рукояткой, в середине прошлого века метко называвшимися в среде водителей-профессионалов и любителей "кривым стартером". Но если заводная рукоятка кривой стартер, следовательно, электрический стартер появился ранее жаргонного словечка.
При повсеместном распространении обязательной заводной рукоятки некоторые автопроизводители задумывались о запуске двигателя посредством пружин или даже порохового заряда. В кино вы видели, как на заре авиации фанерные аэропланы заводились кручением пропеллера вручную бортмехаником, откуда пошла воинская команда "От винта!". Описан даже вполне правдоподобный случай, когда пилот в ходе полета вылез из кабины на крыло и рукой завел заглохший двигатель.Так же заводятся двигатели современных одномоторных самолетов.
Итак, первые "стартеры" приводились в движение силой человеческих мышц. Пружинные стартеры для запуска двигателя также нужно было предварительно "завести" вручную. Достоинством являлось то, что усилия для этого нужно было прилагать меньше. Закон физики - экономя мощность, проигрываешь во времени.
"Кривой стартер" временно вводился в зацепление с коленчатым валом двигателя. Водитель или другой человек, даже сердобольный прохожий, вручную проворачивал рукой вал, и процесс запуска двигателя начинался. Считалось, что хороший двигатель запускается "с пол-оборота", иногда же к моменту запуска двигателя спина становилась мокрой от пота. После запуска двигателя рукоятку можно было извлечь, можно было продолжать движение с рукояткой - сама по себе она выпасть никак не могла.
Но подобный запуск иногда даже был опасен для заводящего; если при вращении рукоятки происходил обратный удар, можно было травмироваться. Хотя в некоторых автомобилях была предусмотрена обгонная муфта (храповой механизм), но если после запуска двигателя продолжать вращать рукоятку, травмирование было неизбежным.
Также, ручной запуск требовал немалых физических усилий, малосильный или недостаточно ловкий водитель оказывался не в состоянии завести тяжелый автомобиль. Выручить в подобном случае мог пружинный стартер со спиральной пружиной (наподобие заводного механизма механического будильника), и подобный стартер еще сохранился на ряде современных автомобилей.
В пороховых стартерах использовался взрыв порции бездымного пороха в особом цилиндре, что приводило к движению поршня с передачей вращения на коленвал. Пороховые стартеры широко использовались в авиации вплоть до 1940-х годов.
Самое раннее применение электрического стартера зафиксировано в 1896 году, его изобрел английский инженер Х.Дж. Доусинг. Компания-производитель сельскохозяйственной техники "Уильям Арнольд и Сын" добилась лицензии на производство автомобилей "Бенц", и стартер был установлен на автомобиль Benz Velo.
Наиболее важным событием в истории электрического стартера явилось изобретение в 1910 году американским изобретателем и промышленником Винсентом Бендиксом инерционного привода стартера "Бендикс". Впервые "бендикс" был установлен на автомобиле "Шевроле Бэби Гранд" 1914 года. Именно эта конструкция стала самой ходовой на протяжении полувека.
Ключевым достоинством бендикса являлось то, что механизм находился в зацеплении с неработающим двигателем, но немедленно выходил из зацепления при достижении двигателем определенной скорости вращения. Стартеры без бендикса должны были сцепляться с двигателем вручную, обычно ножной педалью.
В 1911 году компания DELCO получила патент на электрический стартер, изобретенный Чарльзом Кеттерингом и Генри Лиландом, при этом конструкция стартера напоминала изобретенный ранее Кеттерингом электродвигатель к кассовым аппаратом (также заменивший вращаемую рукой рукоятку).
Стартер Кеттеринга был впервые установлен на Кадиллаке 1912 года, также впервые снабженным системой электрооборудования, притом после запуска двигателя стартер работал в качестве генератора.
Прочие автопроизводители долго оставались глухими к новшеству, но в следующем десятилетии электрический стартер стал обязательным на каждом автомобиле. Так, модель Форд Т 1919 года все еще была оснащена заводной рукояткой, но уже присутствовал и стартер.
Следующее усовершенствование стартера наступило в 1949 году, когда компания Крайслер представила замок зажигания с ключом. До этого времени стартер обычно запускался нажатием штанги с пяткой на конце, обычно монтируемой на полу салона ("четвертой педалью").
Что интересно, в последние годы мода на включение стартера особой педалью возрождается вновь.
В 1960-е годы привод типа "бендикс" стал вытесняться механизмом с муфтой свободного хода, работающим по принципу заклинивания брусков, имеющих сложную геометрическую форму, между цилиндрическими наружным и внутренним кольцами.